Искусство взгляда (М.Ояма)
Тэги: спорт
"Спортивная жизнь России", №8/91
Объект, на который направлен взгляд человека, всегда неразрывно связан с его психическим настроем. Поэтому, когда начинающий ученик каратэ слишком фиксирует свой вгляд на руках, глазах противника, он тем самым сковывает свои движения, концентрируя все свое внимание на одной точке и, таким образом, ввергая себя в состояние, подобное самогипнозу. Другими словами, его сознание «остановилось» в одном месте. Лучше всего устремить свой взор вдаль, так как наблюдение только за ногой, которой противник наносит удар, отвлечет все ваше внимание и приведет к тому, что вы не заметите его следующее движение. А это в свою очередь позволит сопернику максимально использовать его техническое мастерство. В таких случаях будет намного лучше, если вы позволите его первой атаке просто «скользнуть» по вашему сознанию, поймете ее цель, и затем блокируете ее или ответите контратакой.
Я обычно держу глаза полуприкрытыми и слежу за всеми движениями и даже посылами противника к движению, поскольку подобно тому, как маленькая диафрагма позволяет получить четкие, ясные фотографии, так и полузакрытые глаза способствуют поддержанию душевного равновесия и дают четкое представление о происходящем. Широко открытые глаза и пристальное вглядывание во что-нибудь концентрируют все внимание на этом. В каратэ, естественно, такого нужно избегать. Кроме того, обращая ваш взгляд в глаза противнику, вы можете внести смятение в его сознание и испугать его, поскольку четко направленный, но одновременно не выражающий никаких чувств взгляд вызывает у соперника крайне неприятное ощущение. Если глаза противника широко открыты, то ваши полуприкрытые глаза будут сковывать работу его сознания и в конечном итоге ограничивать свободу его действий. Начинающие каратисты часто обнаруживают, что в поединке с более опытным противником их тело становится закрепощенным и малоподвижным. Это происходит потому, что неправильная постановка взгляда нарушает их душевное равновесие, сбивает дыхание и фиксирует внимание на одной точке.
Фехтовальщики и лазутчики древности тренировались в способности угадывать намерения своих противников и использовать собственный взгляд для того, чтобы лишить противника половины его боевой силы. Говоря современным языком, эти люди развивали гипнотические способности. Использование этих способностей в современных спортивных состязаниях напоминает нам, сколь важно было это искусство в прошлом, когда поединки шли не на жизнь, а на смерть. К примеру, влияние их собственного психического настроя на актеров можно проследить по комментариям зрителей, как например: «Он возбужден сегодня, посмотри, как он плохо играет» или: «Он наверняка сегодня не в духе». Но очень важно помнить, что основной и первейшей целью искусства взгляда является не гипнотизирование противника, а одновременный контроль всех его предполагаемых действий, чтобы таким образом обеспечить себе возможность атаковать первым. Конечно, взгляд иногда может оказать гипнотическое воздействие, но это не происходит постоянно.
Следующий отрывок из «Книги пяти кругов» (Горин-но-се) Миямото Мусаси, одного из самых известных японских фехтовальщиков на мечах, должен объяснить истинное значение искусства взгляда. То, что высказывал этот великий мастер, имеет огромное значение для современных последователей каратэ.
«С древних Времен нас учили многим способам слежения взглядом за противником, но в настоящее время применяется прямой взгляд в лицо противника, сужение глаз больше обычного н сохранение спокойного взгляда. Глазные яблоки не должны двигаться, чтобы видеть находящегося поблизости противника так, будто он располагается в небольшом отдалении. Такой взгляд вполне позволяет следить за техникой противника и видеть, что происходит вокруг вас. Воин должен всегда видеть отдаленные предметы, как если бы они были близлежащими, а близко расположенные, как если бы они были отдаленными. Он должен знать все о мече противника, даже не глядя на него».
Даже блеск глаз — элемент, придающий выражение лицу, может быть важным оружием, так как острый «пронизывающий насквозь» взгляд вносит смятение в душевное состояние противника. В любых обстоятельствах спокойный, невозмутимый, пронзающий взгляд, достигая самых глубин человеческой души, пробуждает в противнике чувство страха и тревоги, его воздействие несомненно как в обыденной жизни, так и на спортивной арене.
Воины древности тренировались для овладения собственным взглядом и его использованием в поединке. К примеру, они могли пристально смотреть в течение долгого временя на лист, на определенный участок сада, с одной стороны, для того, чтобы воспитать свой дух сообразно учению Дзен, а с другой — чтобы развить способность замечать мельчайшие подробности предметов и отмечать все изменения в формах и движениях.
Аналогичные виды тренировки имеют исключительно важное значение и сейчас.
Я рекомендую два чисто физических упражнения для глаз и советую выполнять их регулярно. Первое — это ежедневный массаж глаз после пробуждения для улучшения зрения. Второе используется для улучшения подвижности глаз. Сначала зафиксируйте свой взгляд в одном направлении, затем без поворота головы переведите взгляд максимально вверх, вниз, вправо и влево. Несмотря на кажущуюся простоту, эти упражнения при многократном повторении неизменно приводят к хорошим результатам.
12.01.2005
Я обычно держу глаза полуприкрытыми и слежу за всеми движениями и даже посылами противника к движению, поскольку подобно тому, как маленькая диафрагма позволяет получить четкие, ясные фотографии, так и полузакрытые глаза способствуют поддержанию душевного равновесия и дают четкое представление о происходящем. Широко открытые глаза и пристальное вглядывание во что-нибудь концентрируют все внимание на этом. В каратэ, естественно, такого нужно избегать. Кроме того, обращая ваш взгляд в глаза противнику, вы можете внести смятение в его сознание и испугать его, поскольку четко направленный, но одновременно не выражающий никаких чувств взгляд вызывает у соперника крайне неприятное ощущение. Если глаза противника широко открыты, то ваши полуприкрытые глаза будут сковывать работу его сознания и в конечном итоге ограничивать свободу его действий. Начинающие каратисты часто обнаруживают, что в поединке с более опытным противником их тело становится закрепощенным и малоподвижным. Это происходит потому, что неправильная постановка взгляда нарушает их душевное равновесие, сбивает дыхание и фиксирует внимание на одной точке.
Фехтовальщики и лазутчики древности тренировались в способности угадывать намерения своих противников и использовать собственный взгляд для того, чтобы лишить противника половины его боевой силы. Говоря современным языком, эти люди развивали гипнотические способности. Использование этих способностей в современных спортивных состязаниях напоминает нам, сколь важно было это искусство в прошлом, когда поединки шли не на жизнь, а на смерть. К примеру, влияние их собственного психического настроя на актеров можно проследить по комментариям зрителей, как например: «Он возбужден сегодня, посмотри, как он плохо играет» или: «Он наверняка сегодня не в духе». Но очень важно помнить, что основной и первейшей целью искусства взгляда является не гипнотизирование противника, а одновременный контроль всех его предполагаемых действий, чтобы таким образом обеспечить себе возможность атаковать первым. Конечно, взгляд иногда может оказать гипнотическое воздействие, но это не происходит постоянно.
Следующий отрывок из «Книги пяти кругов» (Горин-но-се) Миямото Мусаси, одного из самых известных японских фехтовальщиков на мечах, должен объяснить истинное значение искусства взгляда. То, что высказывал этот великий мастер, имеет огромное значение для современных последователей каратэ.
«С древних Времен нас учили многим способам слежения взглядом за противником, но в настоящее время применяется прямой взгляд в лицо противника, сужение глаз больше обычного н сохранение спокойного взгляда. Глазные яблоки не должны двигаться, чтобы видеть находящегося поблизости противника так, будто он располагается в небольшом отдалении. Такой взгляд вполне позволяет следить за техникой противника и видеть, что происходит вокруг вас. Воин должен всегда видеть отдаленные предметы, как если бы они были близлежащими, а близко расположенные, как если бы они были отдаленными. Он должен знать все о мече противника, даже не глядя на него».
Даже блеск глаз — элемент, придающий выражение лицу, может быть важным оружием, так как острый «пронизывающий насквозь» взгляд вносит смятение в душевное состояние противника. В любых обстоятельствах спокойный, невозмутимый, пронзающий взгляд, достигая самых глубин человеческой души, пробуждает в противнике чувство страха и тревоги, его воздействие несомненно как в обыденной жизни, так и на спортивной арене.
Воины древности тренировались для овладения собственным взглядом и его использованием в поединке. К примеру, они могли пристально смотреть в течение долгого временя на лист, на определенный участок сада, с одной стороны, для того, чтобы воспитать свой дух сообразно учению Дзен, а с другой — чтобы развить способность замечать мельчайшие подробности предметов и отмечать все изменения в формах и движениях.
Аналогичные виды тренировки имеют исключительно важное значение и сейчас.
Я рекомендую два чисто физических упражнения для глаз и советую выполнять их регулярно. Первое — это ежедневный массаж глаз после пробуждения для улучшения зрения. Второе используется для улучшения подвижности глаз. Сначала зафиксируйте свой взгляд в одном направлении, затем без поворота головы переведите взгляд максимально вверх, вниз, вправо и влево. Несмотря на кажущуюся простоту, эти упражнения при многократном повторении неизменно приводят к хорошим результатам.
12.01.2005