Будо-каратэ и современное спортивное единоборство
Тэги: единоборства, спорт

«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали на статус «Олимпийских игр в каратэ». Развитие стиля Кёкусинкай во многих странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением, спортивными единоборствами и далекими от воспитания воинов методиками спортивной подготовки.
За полвека существования каратэ Кёкусинкай оно прочно утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием явились стремительное развитие этого вида спорта, впечатляющие спортивные достижения и ... приметы забвения богатейшей воинской традиции, вырождения Кёкусинкай как изначально воинского искусства и системы духовного воспитания.
Усугубление «вырожденческих» тенденций было бы не только изменой традиции, рыцарским идеалам каратэ, но разочарованием для огромной массы любителей традиционных воинских искусств Востока. Историческая правда в том, что именно «фантастические» возможности каратэ обусловили неодолимый массовый интерес к Кёкусинкай. Реальность наших дней — сохранение привлекательности традиционного каратэ как здорового образа жизни, как «окна» в восточную культуру и, что особенно существенно, искусства самозащиты.
Конечно, и спорт и воинское искусство имеют свои ценности. Право на жизнь заслужили и элитарный спорт высших достижений, и элитарная система традиционной воинской подготовки, и массовое спортивное движение, и общедоступные формы обучения основам самозащиты. В диалоге Будо-каратэ и спорта, так или иначе наследующего традиционные методы обучения и технический арсенал каратэ, разумное согласие может быть достигнуто в формах Будо-спорта. Сущность Будо-спорта — развитие спортивного единоборства при сохранении фундамента традиционной «школы», а главное — самого духа воинского искусства.
Именно такая задача решалась Оямой при выработке правил состязаний в Кёкусинкай. Контактный поединок должен был быть максимально приближен к реальности боя. Он предназначался для испытания физической силы, выносливости бойцов, их умения держать удары и терпеть боль, сохраняя боевой дух и волю к победе. В общей системе Будо-каратэ, однако, это была лишь одна из многих форм комплексного тестирования физической, технической и психологической готовности и мастерства.
В ограниченной правилами безопасности и достаточно условной состязательной форме с сокращенным до минимума техническим арсеналом решалась лишь одна из начальных «ритуальных» задач воинской подготовки, требующая атлетической закалки и бойцовского характера. В идеале же весь комплекс воспитания воина формировал готовность и способность к смертельно опасным поединкам не только с бойцами Кёкусинкай, но и с мастерами других единоборств, к реальному противостоянию нескольким, в том числе вооруженным, противникам.
Реализация такой программы в традиционных школах, воспитание мастеров-воинов требовали кропотливой и многолетней работы и особой духовно-нравственной мотивации. Эта мотивация основывалась на почитании выдающихся мастеров и духовных наставников, на исполнении святого долга носителя традиции Будо и Бусидо. Понятно, что в идеале и в спортивных единоборствах ценились бы всесторонне подготовленные и гармонично воспитанные бойцы, обладающие силой слона, быстротой гепарда, выносливостью коня, храбростью льва и мудростью дракона. Однако «чистым» спортсменам уготован «короткий век», работа на износ во имя результата, неизбежная узкая специализация, гипертрофическое развитие наиболее выигрышных природных качеств. Закономерное сужение поля зрения (и, соответственно, сознания) у спортсмена-единоборца препятствует пониманию боевого предназначения богатейшего технического арсенала каратэ. Внешнее же и конечное целеполагание спорта вытесняет глубинную мотивацию совершенствования в воинском искусстве.
Следование принципам Будо-спорта дает возможность, не отказываясь от формы спортивных состязаний, переосмыслить их значение в общем контексте Будо-каратэ. А это в свою очередь налагает на инструкторов Кёкусинкай, стремящихся быть не только спортивными тренерами, но и носителями воинской традиции и школы Кёкусинкай, большую ответственность.
Прежде всего необходимо «открыть глаза» на подлинные цели воинского ремесла, искусства и пути самопознания, на основы традиционной системы воинской подготовки, на кихон, ката, иппон-кумитэ и иные виды учебных поединков. Предстоит вновь и вновь прозревать в традиционном кихоне за формальной оболочкой «душу» каратэ, а в канонизированных ката — «лицо» школы. Надлежит терпеливо постигать смысл того, на что мастера-наставники тратили много лет, прежде чем допустить ученика к свободному учебному бою.
Выполнение обширного арсенала боевых техник каратэ в форме кихона — начальная ступень обучения, на которую ученику и мастеру предстоит опираться всегда. Это процесс ковки «меча» воина, содержания его в готовности, постоянная шлифовка и полировка «оружия». В Японии меч считался «душой» воина. Для безоружного бойца-каратиста, символическим оружием которого стало все тело, «душой» стал кихон — «кузница» того боевого арсенала, который можно было эффективно противопоставить стремительному самурайскому клинку и символически назвать «мечом духа».
Кихон олицетворяет идеальную боевую технику каратэ, которая выполняется в идеальной, «красивой» и целесообразной форме. Выполняется с максимальной скоростью и концентрацией без внешних помех и раздражителей в состоянии полного духовного единения. Групповое ритмичное исполнение техники в форме кихона — кратчайший путь к коллективной медитации и духовному единению школы. Возвращение к кихону после тренировки в парах позволяет восстанавливать технику, устранять неизбежные искажения и погрешности, которые обусловлены недостаточным владением «оружием» в контактном поединке. Образно говоря, это позволяет свести с «клинка» зазубрины, отточить его и приготовить к бою. Практика кихона после получения травм служит идеальным средством активного исцеления и восстановления психоэнергетического баланса организма.
Гармоничное сочетание выполнения техники в форме кихона с работой в парах по принципу иппон-кумитэ дает возможность практически уяснять боевое предназначение базовой техники и возможности ее многофункционального применения. Это помогает понять, что удары могут быть использованы как блоки, блоки - как удары или приемы освобождения от захватов и т.д. Выполнение различных комбинаций из базовых техник помогает почувствовать реальную дистанцию, осознать соответствующие возможности классических стоек в перемещениях и маневрах.
Изучение «азбуки» каратэ в сочетании с принципами строения «речи» и прочным усвоением обиходных «речевых» формул является основой для построения осмысленных «монологов» (ката), «диалогов» (кумитэ) и уверенного ведения «дискуссий» (бой с несколькими противниками) на языке каратэ.
Знание этих возможностей существенно для грамотного будо-спортсмена и тренера. И оно совершенно необходимо для мастера Будо-каратэ, носителя традиции и наставника воинского искусства.
В.Слуцкер, А.Танюшкин, В.Фомин
"Кёкусинкай - боевое каратэ", Москва, 2000 г.
06.05.2005
"Кёкусинкай - боевое каратэ", Москва, 2000 г.
06.05.2005