Сай. Принципы использования предмета в атаке
Сай — вид оружия, известный в Японии, Китае, но особенно популярный на Окинаве. В отличие от традиционных деревянных предметов (тонфа, нунчаку), происхождение которых связано с крестьянским трудом, данное оружие является очень специальным. Сай — разновидность длинного цельнометаллического кинжала с гардой особой формы, имеющей несколько модификаций. Наиболее известная форма гарды — в виде «рогов» («усиков»), концы которых направлены в ту же сторону, что и острие (прототипом можно считать трезубец). Лезвие сая не имеет заточки, поскольку предназначено прежде всего для защиты от ударов тяжелыми и острыми металлическими предметами.
Исторически техника работы с саями развивалась в связи с необходимостью защиты от самурайского меча. Особенно эффективным было использование пары предметов. И сегодня, несмотря на то что владение саями — самостоятельное боевое искусство, многие школы каратэ сохраняют соответствующие упражнения в системе многоборческой подготовки. Обычно эти упражнения подразделяются на базовую технику, простейшие комбинации и ката. Естественно, что в них проявляются стилевые особенности, и школа Кёкусинкай не является исключением. Это касается выполнения техники в характерных для стиля Кёкусинкай стойках, как на месте, так и в перемещениях, а также выполнения отдельных ката Кёкусинкай с саями.
Читателям, знакомым с базовыми формами кихона (тренировки без партнера), можно рекомендовать упражнения с саями в специфичной для Кёкусинкай боевой стойке, где, независимо от промежуточных смен стоек, постоянно сохраняются защитные позиции.
Сай держат двумя способами: прямым хватом за рукоятку («фехтовальный» вариант), где лезвие раскрыто вперед и является как бы продолжением большого пальца,
и обратным хватом, при котором лезвие прижато к предплечью, а вперед повернута рукоятка с наложенным вдоль нее указательным пальцем — здесь один из «рогов» зажат между основанием большого и указательного пальцев, а три других пальца прихватывают другой «рог» снаружи.
Специфика работы с саями состоит, в частности, в том, что форма гарды позволяет легко менять хваты, поворачивая предмет вокруг оси, которой оказывается один из «рогов» при захвате его только у основания большого и указательного пальцев. Отсюда базовым упражнением, например, является смена обратного хвата, где гарда расположена в горизонтальной плоскости концами «рогов» назад, на прямой, где гарда расположена в горизонтальной плоскости концами «рогов» вперед или в обратном порядке. Очень важна здесь переходная фаза вращения, когда отпускаются все пальцы, кроме большого и указательного, и сай свисает в положении, при котором гарда расположена в вертикальной плоскости, как, например, при переходе от обратного хвата к прямому.
Описанный способ смены хвата реально всегда производится с движением (разгибанием или сгибанием) руки. Заметим, что при известном сходстве с «развертыванием» и «свертыванием» тонфы данная техника работы с саями имеет свои особенности. Во-первых, выполнение круговых секущих ударов (с возвратом в «свернутое» положение с другой стороны) здесь невозможно. «Развертывание» и «свертывание» сая происходит только движением «туда и обратно» (что для тонфы, впрочем, также возможно) при жесткой фиксации предмета в «развернутом» положении. Во-вторых, если «развертывание» тонфы легко производится как снаружи (сото), так и изнутри (ути), то для сая базовым является «развертывание» изнутри с жесткой фиксацией предмета в конечном положении. Именно этой технике, специфичной для саев, следует уделить основное внимание.
В исходной боевой стойке, используемой в Кёкусннкай, стандартной является защитная позиция со «свернутыми» саями.
Отсюда ранее описанным способом можно упражняться в «развертывании» и «свертывании» предметов, выполняя удары на всех уровнях. Например, делать определенное число движений одной, затем другой рукой, чередовать по одному разу полное движение «туда и обратно» или вначале только «развертывание», а затем только «свертывание» и др. Выполняемые при завершении «развертывания» саев фиксированные удары лезвием могут быть использованы в атаке (контратаке) на дальней дистанции, а также в защите (о чем пойдет речь ниже). Такого рода удары, специфичные именно для саев, образуют 1-ю группу техник.
2-ю группу составляют удары жестко фиксированным «развернутым» предметом, который образует прямое продление руки. Их можно сравнить с действиями дубинкой, отчасти мечом, и они имеют непосредственные аналоги с техникой каратэ. К ним относятся проникающие колющие удары типа нукитэ лезвием или одним из «рогов»,
секущие удары лезвием типа ути,
а также круговые удары типа маваси-ути и, естественно, различные двойные удары, например типа яма-нукитэ.
3-я группа техник — удары жестко фиксированным «свернутым» предметом. Они предназначены для ближнего боя и совершенно идентичны базовой технике каратэ. Это колющие удары типа ути любым «рогом» или рукояткой в разных направлениях,
а также удары типа хидзи-атэ концом лезвия, прижатого к предплечью
и колющие удары лезвием, отведенным от предплечья.
Само собой предполагается использование различных двойных ударов парой предметов.
4-ю группу составляют более экзотические техники, для выполнения которых сай держится за лезвие (что возможно, поскольку лезвие не заточено). При этом сай еще в большей степени, чем тонфа (в аналогичном положении), позволяет делать помимо обычных ударов прихваты и зацепы «рогами», контролируя оружие противника, или наносить ему таким способом ранение (укол «рогом» при зацепе за ногу, руку, шею).
В предложенной класификации техники заметно явное сходство с техникой тонф. Это не случайно, так как каждый должен иметь представление о неких общих принципах работы с разными предметами на базе каратэ (особенно характерна здесь 3-я группа техник), в то же время выявляя их специфику (1 -я группа). Базовые комбинации для атаки по степени сложности выстраиваются (как и аналогичные упражнения с тонфами) в следующий ряд. Самыми простыми являются комбинации из ударов жестко фиксированными «свернутыми» предметами, совершенно идентичные каратэ. Саи здесь не только надежно защищают руки, но и значительно усиливают эффективность атак. Далее идут удары жестко фиксированными «развернутыми» предметами (отчасти сходные с техникой дубинки, а также меча). Более сложны комбинации ударов названных типов, предполагающих изменение дистанции.
Минимальные учебные комбинации (как и в упражнениях с тонфами) состоят из двух ударов, которые выполняются одной рукой и поочередно двумя руками. Последняя группа базовых комбинаций охватывает техники, выполняемые одной рукой на дальней дистанции. Например, в комбинации из двух элементов (принципы их выполнения уже объяснялись) первое движение — это удар с фиксацией «развертываемого» предмета, а второе — удар (после проноса) саем, как мечом.
Освоение базовой и учебной комбинационной техники — необходимый фундамент для перехода к работе с партнером (вначале для отработки атакующих, а затем и контратакующих действий).
А.И.Танюшкин, В.П.Фомин
06.06.2005
06.06.2005