Сай-ката и принципы выполнения комбинаций
Освоение техники атаки и защиты с саями открывает путь к изучению различного рода комбинаций, в том числе их комплексов (ката). В Кёкусинкай при работе с разными предметами комбинационная техника отрабатывается в классических формах кихона и ката, т.е. в основных канонических стойках и перемещениях. Еще раз напомним, что к изучению усложненных комбинаций можно переходить только после прочного освоения базовых комбинаций типа блок + удар, состоящих из двух элементов и сочетающих основные разновидности защитной и атакующей техники. Совершенствование техники работы с предметами идет в двух направлениях. С одной стороны, тренировка базовой комбинационной техники переводится на работу в боевой стойке, характерной для стиля Кёкусинкай (элементарные действия такого рода иллюстрировались ранее). С другой стороны, тренировка усложняется за счет освоения все более сложных ката.
Школы, специализирующиеся на работе с саями, имеют немало сложных и протяженных комплексов. В системе же каратэ, как правило, освоение техники сай проводится на базе ката данной школы, имеющих свои стилевые особенности. Примером тому в Кёкусинкай может послужить сай-ката, выполняемая на базе ката Пинан 2. В отличие от простых ката группы Тайкёку этот усложненный комплекс даст возможность показать более широкий арсенал действий с саями.
Итак, переходим к описанию саи-ката на базе Пинан 2.
1. Из исходной фудо-дати со «свернутыми» предметами короткий поворот влево на 90° в левую кокуцу-дати с моротэ-укэ от груди, справа левый ути-укэ и правый дзёдан-укэ (фото 1, 2).
Фото 1 |
Фото 2 |
2. С «развертыванием» предмета, находящегося в правой руке, удар типа сюто-хизо-ути под локоть левой руки, прикрывающей голову (фото 3). Со «свертыванием» предмета, находящегося в левой руке, переход в промежуточную позицию (фото 4) с выходом в киба-дати с левым дзюн-нукитэ (фото 5).
Фото 3 |
Фото 4 |
Фото 5 |
3. Поворот вправо на 180° с переходом в правую кокуцу-дати и зеркально-симметричным выполнением движений п. 1.
4. Зеркально-симметричное выполнение движений п. 2.
5. С переходом на левую ногу в цуруаси-дати и переводом рук со «свернутыми» предметами под грудь слева (фото 6) двойной удар вправо (т.е. назад по сравнению с исходной ориентацией): правым дзёдан ёко-гэри и правым дзёдан ёко-ути «разверчиваемым» предметом (фото 7).
Фото 6 |
Фото 7 |
С подстановкой правой ноги к левой ноге и «разворачиванием» предмета, находящегося в левой руке, выход на ось исходной ориентации в левую кокуцу-дати с левым сюто-маваси-укэ (фото 8—10).
Фото 8 |
Фото 9 |
Фото 10 |
6. Шаг в правую кокуцу-дати с таким же правым сюто-маваси-укэ.
7. Шаг в левую кокуцу-дати с таким же левым сюто-маваси-укэ.
8. Левый осаэ-укэ с замахом правой рукой (фото 11) с шагом в правую дзэнкуцу-дати с правым сюто сакоцу-ути (фото 12). КИАЙ.
Фото 11 |
Фото 12 |
9. Длинный поворот влево на 270° (через спину) в левую — кокуцу-дати с левым сюто-маваси-укэ (фото 13).
10. Шаг под 45° вправо в правую кокуцу-дати с правым сюто-маваси-укэ (фото 14).
11. Поворот влево на 135° в правую кокуцу-дати с правым сюто-маваси-укэ.
12. Шаг под 45° влево в левую кокуцу-дати с левым сюто-маваси-укэ (фото 15).
Фото 13 |
Фото 14 |
Фото 15 |
13. С поворотом влево (назад по отношению к исходной ориентации) в левую дзэнкуцу-дати выполнение следующих действий: в переходной фазе левый дзёдан-укэ с широким замахом правой рукой (фото 16), в завершающей фазе правый сюто-гаммэн-ути (фото 17) и «свертывание» обоих предметов (фото 18).
Фото 16 |
Фото 17 |
Фото 18 |
14. Правый тюдан маэ-гэри с левым тюдан гяку-нукитэ рукояткой (фото 19, 20).
Фото 19 |
Фото 20 |
15. «Развертывая» предмет, находящийся в левой руке, медленный ути-укэ.
16. Быстро «свертывая» предмет, находящийся в левой руке, левый тюдан маэ-гэри с выходом на левую дзэн-куцу-дати с правым тюдан гяку-нукитэ рукояткой (фото 21, 22).
Фото 21 |
Фото 22 |
Шаг в правую дзэнкуцу-дати с дзёдан дзюдзи-укэ «развернутыми» предметами (фото 23) и двойным сюто-хизо-ути (фото 24).
Фото 23 |
Фото 24 |
17. Со «свертыванием» предмета, находящегося в правой руке, поворот влево на 270° (через спину) в левую дзэнкуцу-дати с левым гэдан-барай (фото 25).
18. Со «свертыванием» предмета, находящегося в левой руке, дзёдан-нукитэ рукояткой под 45° (фото 26). Шаг под 45° вправо в правую дзэнкуцу-дати с правым дзёдан-укэ (фото 27).
Фото 25 |
Фото 26 |
Фото 27 |
19. Поворот вправо на 135° в правую дзэнкуцу-дати с зеркально-симметричным выполнением движений п. 17.
20. Зеркально-симметричное выполнение движений п. 18. КИАЙ.
С отшагом левой ногой к правой и далее в сторону выход в исходную фудо-дати (фото 1).
Надо сказать, что традиционным прикладным занятиям следует уделить особое внимание. Это упражнения с различными традиционными предметами — с палками разных размеров, особенно с бо — длинным (180 см) шестом, и парными предметами, появившимися в Японии с Окинавы (тонфа, нунчаку, саи). В Кёкусинкай подобные занятия — не только дань традиции.
Работа с этими предметами — естественный шаг и к более надежной самозащите, и к мастерству в собственно военно-прикладной сфере. Однако такие занятия в общей системе подготовки ценны еще в одном отношении. Предметы — это своеобразные гимнастические снаряды, которые увеличивают силу, укрепляют тело, способствуют развитию текучести движений, координации, внимания, собранности, помогают глубже понять смысл приемов, выполняемых «голыми руками».
Полагаем, что практическое знакомство любителей восточных единоборств с традиционными предметами поможет лучше понять специфику прикладных аспектов в целом, особенности каратэ как вида боевого искусства и черты стиля каратэ Кёкусинкай.
А.И.Танюшкин, В.П.Фомин
21.06.2005
21.06.2005