Юкио Нисида: ТРЕНИРУЮСЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Президент Будо-организации Кёкусин каратэ Сейбукай сихан Юкио Нисида, 7-й дан, посетил в середине мая Грузию и Россию, где провел семинары, пообщался со своими учениками и всеми интересующимися одной из самых необычным ветвей Кекусин каратэ - школой Сэйбукай. Встретился сихан и с представителями журнала «Будокан» - не скроем, эта встреча произвела на нас неизгладимое впечатление.
![](ills/nishida01.jpg)
— Я всегда очень много тренировался, но в молодости я это делал, чтобы побеждать, а сейчас я тренируюсь, чтобы повысить уровень техники и укрепить здоровье. Я выполняю упражнения, которые меняют состояние мышц и структуру тела вообще. С возрастом физическая сила человека уменьшается. Для тех, кто уже в летах, больше подходят упражнения для укрепления связок. Орел может поймать лисицу и нести ее в воздухе, будучи легче нее по весу. Просто у орла сильные сухожилия. Если сохранять эластичность этих тканей, можно быть хорошей физической форме до старости. В моей школе Сэйбукай упор делается именно на это.
— Хорошо, но вернемся к этому чуть позже. А пока, если можно, несколько слов о вас: сколько вам лет, где родились и что окончили? Обычные японские вопросы.
— Мне 55 лет, окончил университет Нихон, где и начал заниматься каратэ.
![](ills/nishida02.jpg)
— Главная причина раскола состояла в том, что у Оямы не оказалось наследника, которого бы все признавали. К тому же, сэнсэй был настолько яркой личностью, что его учение невозможно было возвести в какую-то систему. Когда он умер, у всех оказались разные точки зрения на то, как должно развиваться каратэ, поэтому его школу развели по нескольким направлениям.
— Сейчас получается, что те школы, которые выделились из Кекусин-кай, имеют примерно равные права и просто ориентируются на личность каждого из учеников Оямы. Я правильно понял?
— Есть разные мнения о том, какими должны быть эти организации. Кто-то хочет совместить все течения и сделать их опять едиными. Другие хотят развивать узкие направления этой школы. Поскольку есть разные мнения по поводу того, каким должно быть боевое искусство, ведется разная деятельность в разных направлениях.
— Здесь мы как раз подходим к тому пункту, о котором вы начали говорить: чем собственно, отличается ваша школа Сейбукай от остальных учений?
— Самое главное отличие в том, что многие школы ориентированы на соревнования, на победы, а после 30 лет человек, как правило, отправляется на пенсию. Сэйбукай считает, что соревнования — необходимый этап для детей, для молодежи, но после того, как он пройден, нужно посвятить себя более высокому совершенствованию боевых искусств. Это тоже делается после 35. Остается еще, как минимум, 20-30 лет спортивной жизни, поэтому можно совершенствоваться дальше — вот этим Сэйбукай и отличается от остальных.
— Ну, судя по вашим рукам, вы и теперь тренируетесь каждый день.
— Конечно, конечно.
![](ills/nishida03.jpg)
— Я встаю в половине седьмого. Между 9 и 10 я еду в додзё и занимаюсь организационными делами, сам тренируюсь с 11 до 13 часов, а уже после обеда занимаюсь с учениками. И очень для меня важен класс для обладателей черных поясов, который я провожу 2 раза в неделю, в пятницу и субботу, в двух местах, в Канагаве и в Токио. Там я и объясняю точку зрения Сэйбукай на боевые искусства. Еще есть класс для очень продвинутых учеников.
— А в Японии в целом у вас много людей занимается?
— Примерно 1500 человек.
— Что вы думаете о перспективах развития Сэйбукай в России? Это ведь не первый ваш приезд сюда?
— Пятый. Но я думаю, это вопрос к Виктору Апарину, хотя, в любом случае, я не возражаю, чтобы те, кто разделяет мои принципы, присоединились к Сэйбукай.
— В России сегодня очень сильны позиции федерации Кекусинкан каратэ сихана Роямы. Как вы относитесь к этой ветви Кекусинкай? Поедете ли вы на чемпионат мира по Кекусинкан, который пройдет в Москве осенью?
— Я рад, что у Кекусинкан хорошо идут дела. Мы с Роямой-сэнсэем довольно много общались, с самой юности. Но на чемпионат я не приеду — очень много дел.
![](ills/nishida04.jpg)
— У нас нет конкуренции, потому что мы знакомы с юности, тогда не было и мысли о том, что мы станем сэнсэями и у нас будет какая-то конкуренция. В то время мы заботились только о том, чтобы достичь достойного уровня в каратэ.
— Насколько мне известно, в Японии достаточно популярны бои без правил: «Прайд», «К-1» и так далее.
— Да.
— И в этих боях часто выступают бойцы Кекусинкай. Как вы к этому относитесь?
— Я думаю, что это не мои ученики. Я бы не рекомендовал это своим. Но и вреда в этом я тоже не вижу, потому что, возможно, люди просто хотят испытать таким образом свои возможности.
— И еще один вопрос из истории каратэ. В декабре 1999 года вы вышли из Кекусинкай. Почему?
— После смерти Оямы-сэнсэя школа разделилась на две большие группы, и главой одной из этих групп был я. В организации обнаружились какие-то нечистые дела, и я готов был с этим бороться, но другие предпочли закрыть на все глаза. Такая позиция не согласовалось с моими принципами, поэтому я вышел оттуда. Были и другие причины, но эта — самая главная. И еще. Вы знаете, что в названии «Сэйбукай» иероглиф «сэй» означает «голубая вода», то есть очень чистая, красивая вода, поэтому я так назвал свою школу — «Общество чистого воинского искусства».
— Буквально на прошлой неделе мне довелось общаться с другим учеником Оямы — Тэдзукой-сэнсэем. Он рассказал мне еще об одной версии произошедшего. Известно, что Ояма-сэнэсэй был корейцем, и многие из его учеников тоже корейцы. После смерти Оямы разные корейские кланы потянули, что называется, одеяло на себя. Это так?
![](ills/nishida05.jpg)
— Да, выдвинулась такая корейская группа, которая хотела все контролировать. Но я считаю, что национальность здесь не должна играть роли, потому что, так же, как и природа, которая и в Америке природа, и в Японии, и в России, каратэ не является чьей-то собственностью. Искусство будо должно быть выше национальных предрассудков и группировок.
— И, тем не менее, даже в журнале «Тэнти иккэн», который издается на русском языке федерацией Кекусинкан, мне часто приходится читать о том, что настоящее, истинное будо может быть только в Японии, поэтому настоящими наставниками могут быть только японцы и только японцы могут понимать истинную природу будо.
— Я с этим не согласен и так не думаю.
— Что вы думаете о дзюдо?
— Это интересный вопрос. Дзюдо — это вид боевого искусства, который был создан специально для японцев, с учетом их телосложения и физиологии. Я думаю, что каратэ русским ближе, это вообще более международный вид единоборства. В разных странах есть свои особенности использования мышц. Например, когда японцы что-то пилят, они делают это не так, как русские, — делают движение к себе, и когда работают с рубанком — то же самое. Японцы такая нация, которая все тянет к себе, даже когда они пугаются, то сжимаются в комочек. Русские, наоборот, раскрываются. Здесь налицо различие в национальном духе, национальной физиологии, может быть. В каратэ нужно вытягивать руки — я думаю, что для русских это ближе чисто физиологически. А сжатие, захват — это ближе японцам.
— То есть Косоротов-сэнсэй, чемпион мира по дзюдо, — это уникальный русский?
— Ну, это не приговор. Если человек хочет чем-то заниматься, для него нет никаких преград. Поэтому японцам, чтобы сгладить эти национальные особенности, нужно делать движения на выброс энергии вовне. Это очень важно для каратэ — выброс энергии, раскрытие. К сожалению, не все это понимают, даже в Японии. Поэтому я очень рад тому, что и в Японии, и в России у меня есть единомышленники, понимающие, что каратэ — это боевое искусство, доступное всем, что это не спорт, не искусство для соревнования. Я рад, что мы движемся в одном направлении.
БЕСЕДОВАЛ АЛЕКСАНДР КУЛАНОВ
ПЕРЕВОД ЮЛИИ МИНАКОВОЙ
ВИКТОР АПАРИН, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ БУДО-ОРГАНИЗАЦИИ КЁКУСИН-КАРАТЭ СЭЙБУКАЙ В РОССИИ:
—Я до сих пор выхожу на татами и выступаю, причем не в ветеранской категории, а вместе с молодыми бойцами и получаю от этого огромное наслаждение. Сихан Нисида лично разрешил мне выступать до 50 лет. Хотя 2 года тому назад он сказал мне: «Прекращай выступать» сконцетрируйся лучше на своих учениках, да и травм станет меньше. Это было в Токио, когда мы шли с ним на класс чёрных поясов. Я сказал, что не мыслю себя без боя, я еще нуждаюсь в этом. Он улыбнулся, слегка похлопал по моему плечу, и мы продолжили свой путь. А через полгода дал мне своё согласие на выступление с условием, что я буду так же усердно продолжать тренироваться. На что я немедленно ответил Ос. Есть в моём додзе ученики которым за 50 и я горжусь тем, что они считают себя моими учениками. И, хочу сказать, если бы все бы занимались собой с таким усердием, то Россия была бы в процветании. Я стараюсь передать ученикам, которые приходят ко мне в додзе, без искажения все то, чему сихан меня учит, и что я у него беру. Не знаю, останутся они или нет, я просто передаю им учение, не претендуя на роль учителя, а путь каратэ очень длинный, поэтому перспективы у нас долгосрочные.
Что же касается, раскола организации Кекусинкай, то, с моей точки зрения, когда был жив сосай Ояма, основоположник этого стиля, все шло гладко, и река не выходила из берегов. Ояма-сосай делал насыпь, и вода продолжала течь по своему руслу — путь каратэ не изменялся. Когда его не стало, то берега стали размываться и, как сказал сихан, каждый потянул, одеяло на себя, потому что мнение о том, как двигаться дальше, было у всех разное. Это печально, и я, будучи тогда еще спортсменом, очень переживал. Это сказалось на личных отношениях бойцов, которые принадлежали к разным школам и придерживались точки зрения своих сэнсэев. Начали происходить те процессы, которые в дальнейшем было невозможно остановить — нужен был человек, который бы это сделал. С 1996 и до 2000 года таким объединителем или человеком, который сдерживал это неконтролируемое течение, был сихан Нисида. Четыре года я работал под его руководством, будучи бранч-чифом в России. Нас было 13 человек. В 1999 году после чемпионата мира сихан принял решение уйти из организации. В России с сиханом я ушел один, ушел без оглядки, сказав сихану, что, останусь с ним ни смотря, ни на что.
Это было второе мое рождение. Было сложно, тяжело, но я выстоял, и думаю, что выстоял благодаря тому, что слушал сихана внимательно, старался выполнять все, что он говорил, и это дало мне силы составить костяк людей, которые так же мыслят и так же смотрят на Будо - воинское искусство.
Что касается семинара, провести который приехал сихан Нисида, то они проводятся не очень часто, и в своей основе призваны показать ученикам ту технику, к которой они должны стремиться. Упражнения, которые развили бы их физически. Без мастера боевым искусством овладеть тяжело, даже невозможно. Я предоставляю такую возможность своим ученикам, и в этих семинарах они для себя находят много положительного. Они смотрят на человека, который олицетворяет собой воинское искусство, человека, который стоял у истоков каратэ Кёкушин. Мои ученики имеют возможность увидеть, что может делать человек в таком возрасте, не обладая нашими по российским меркам физическими объемами. Сихан показывает, что даже с очень крупными внешне бойцами совладать достаточно легко, если технически грамотно подходить к данному сопернику. И, конечно, такие семинары поднимают энергетический потенциал и моральный дух. Мы ждем их и продолжаем усердно тренироваться. ОС!
Информация журнала "Будокан" №3/2005 и сайта www.seibukai.ru.
08.09.2005 Волков Алексей