Руки из карманов или сферический конь в вакууме
![](/str/partner/files/normal_fed.gif)
Но в зале каратэ нас, почему-то, учат слегка не тому, на что мы рассчитывали. Причем, не понятно, в чем заключается это «не то». Удары, перемещения, физическая нагрузка – все есть. В школах контактного каратэ, вообще, лафа. И «тяжелый», резкий удар у людей присутствует, и умение «держать» этот самый удар вырабатывается, и здоровья вагон «накачал»… Плюс, на соревнованиях свои навыки проверил: пару-тройку людей в нокдаун-нокаут отправил, да и сам там побывал. Чем ты теперь не боец? Если что, так прямой с левой, прямой с правой, лоу-кик вдогонку и, глядишь… Расцветают иллюзии.
Хорошо, если эти иллюзии развеются в зале, а не в палате реанимации какой-нибудь городской больницы номер шесть. Если повезет, то вы встретите человека, который доходчиво, быстро и, зачастую, с некоторым ущербом для вашего самолюбия, объяснит, что ваше каратэ – это некий сферический конь в вакууме. Техника-то у вас есть, но вот применять ее нужно слегка не так.
На сегодняшний день, есть люди, имеющие огромный опыт практической деятельности в силовых структурах и готовые, по тем или иным причинам, делиться своими знаниями. В течении последних лет регулярно проходили семинары таких мастеров прикладного направления, как Кочергин, Шеменьов, Быков. В воскресение, 18-го марта, в Москве, прошел семинар шихана Юрия Федоришена, оставивший самые, что ни на есть, положительные впечатления, которыми и хочу поделиться.
Вот скажите: каким должен быть боец? Один из правильных ответов до смешного прост: боец должен быть сильным. В самом, что ни на есть, прямом смысле этого слова. Лет пять-шесть назад, мы с одним кекушиновцем, оба килограмм за восемьдесят, вдвоем пытались столкнуть с места Андрея Кочергина, уперев ему руки в наклоненную голову. В результате, он двигал нас по татами, а не мы его. На практике, в бою, огромная физическая сила, соединяясь с техникой, дает сокрушительный эффект – человек просто сминает твою защиту, одним рывком выводит из равновесия, а любой дошедший, с его стороны, до цели удар - гасит свет.
«Не верю, что слабый человек может быть хорошим бойцом. Вот не верю» - с таких слов начал свой семинар Юрий Федоришен, всем своим видом подтверждая вступление. Таких людей, как шихан Федоришен, принято называть простым и лаконичным словом «шкаф». На глазок, Федоришен, при невысоком росте, весит слегка за сотню, без малейшего намека на жир. Короче, практикует человек, «видно по всему». И вещи шихан начал показывать сугубо практические.
Семинар начался с силовой борцовской разминки в стойке, плавно перетекшей в заходы за спину противнику. «Зашли человеку за спину – он ваш. Он внизу, под вами – он ваш» - говорит Федоришен, мощными рывками за куртку заставляя партнера «проваливаться» мимо себя. Пытаюсь повторить с партнером – не тут-то было. Мой противник, с таким же коричневым поясом, тяжелее меня, и «сдернуть» его не получается. Мы регулярно разрываем дистанцию, сбивая захваты и «сваливаясь» к маневрированию на дистанции, друг напротив друга. Ясно, что чревато это непредсказуемым обменом ударами, в котором кому как повезет. «Не должны вы давать противнику шанса. Не спаррингуйте с ним» - говорит Федоришен.
А дальше последовала череда, в прямом смысле, сногсшибательных техник. Отнюдь не гипербола, не улыбайтесь. «Люблю показывать на самом здоровом», - пояснил шихан и пригласил на показ моего напарника, Женю. Кто ездил этой зимой на Гоа, в лагерь Макса Дедика «Кшатра», Женю знает – килограмм сто двадцать точно. Выходить на показ, конечно, высокая честь, но, как сразу стало понятно, сомнительное удовольствие. Побывав там два раза и испробовав сначала маэ-кэаги гери чуть ниже пояса, а потом бросок с давлением на глаза, подумал, что самым крупным быть - отнюдь не всегда выгодно.
Поражало КПД техники Федоришена. Любая связка включала, в основном, один шокирующий удар и несколько вариаций добивающих техник. Причем именно первый удар нес максимум неожиданных неприятностей – гарантировано выключая человека из боевого действия, позволяя дальнейшие техники проводить без помех, как по мешку.
Федоришен уделил основное внимание началу боя, когда конфликт переходит из стадии разговора в стадию физических действий. Хорошее начало, как говорится, пол-дела. Куда бить, когда становится понятно, что вот-вот начнут бить тебя?
Во-первых, горло. Все представляют себе уракен учи? А теперь делаем его в район кадыка, только ребром ладони. Опущен у противника подбородок – целимся снизу в нос. Федоришен дополнил показ техники на партнерах демонстрацией на мешке. Восьмидесятикилограммовый мешок отскочил от ребра ладони на пол-метра. Вдумайтесь.
Вторая точка – солнечное сплетение. Резкий шаг на и чуть мимо противника и на этом движении всаживаешь прямой в солнышко. И быстрее мимо человека, туда, за спину ему. Хочешь – убежишь, хочешь – добьешь. Но тут нужно быть уверенным в своем ударе – он должен быть по-настоящему тяжел, с вложением в движение всего тела.
Третье – пах. Опять резко на и мимо противника, захват-контроль за бицепс и снизу, верхней кромкой ладони, в промежность. Захваты Федоришена – отдельная тема. Пальцы захватывают в горсть отнюдь не одежду, а кожу и мышцы. Ну, там и пальцы, доложу я вам. Крайне неприятно. Пока пытаешься понять, что ж с захватом-то делать, как сбить, молниеносно наступает следующая неприятность.
Четвертая ахиллесова пята человека, простите за каламбур, ахил впереди стоящей ноги. Скручиваясь, выбиваешь переднюю ногу, целясь голенью в подъем сзади, а на раскрутке всаживаешь цуки. Все, на ком Федоришен продемонстрировал подсечку, стояли после нее с превеликим трудом. Где уж тут уворачиваться от второго удара.
Показано было еще много интересных вещей. Упражнения на укрепление шеи. Техника нанесения удара головой, когда бьют ноги, а голова лишь составляет одну прямую с наклоненной спиной. Маэ-гери из положения клинча. Захват за одежду «петлей», когда материал куртки оборачивается вокруг кулака – такой захват, мало того, что крайне сложно сорвать, так еще, оказывается, можно коротко бить этой же рукой, используя люфт одежды. Двойные удары, первый из которых сбивает защищающие руки. «Как много нам открытий чудных…!»
Основная ценность показанных техник в том, что это – КАРАТЭ. В каждом ударе была видна знакомая всем нам культура движения – толчок ноги, мощный поворот бедер и корпуса, хлесткий выброс конечности. Именно то, над чем каждый из нас часами работает в зале. Плюс, рекомендация Федоришена: в десять процентов силы отрабатываете эти техники с партнером, в полную силу на мешках и макиварах.
Наблюдая за Юрием Федоришеным в действии, убеждаешься, что каратэ, в котором качество удара поставлено во главу угла, несомненно, жизнеспособно. Выглядит это действие, откровенно говоря, страшновато, но не малейшей фантастикой и не пахнет – просто годы труда с макиварой, «лапами» и штангой, доступные каждому из нас.
Oc!
Николай Дюбин
Оригинал статьи размещен на сайте www.budokai.spb.ru
30.07.2007 Волков Алексей