Поклон каратэ
Тэги: спорт
В этой статье хотелось бы затронуть проблемы, возникающие при проведении различных соревнований и непосредственно связанные соблюдением правил этикета.
Вообще-то, раздел "Этикет додзе" входит в программу экзамена на 10-й кю, т.е. казалось бы, самые юные носители поясов уже должны знать все тонкости этикета, но, к сожалению, действительность утверждает обратное. Очень часто на соревнования можно наблюдать картину, когда участник соревнований не только не знает последовательности поклонов, но и не умеет выполнить поклон как таковой, ограничиваясь поворотом туловища и потряхиванием руками в разные стороны.
Давайте рассмотрим по порядку сами поклоны. Они, как известно, делятся на поклоны, выполняемые стоя (рицу рэй) и сидя (дза рэй). Наклон стоя выполняется при входе и выходе из спортивного зала, при команде "Наорэ!" (что означает "принять исходное положение", т.е. фудо-дати), при всех обращениях в зале к обладателю пояса старшей степени и в начале и конце поединка (кумитэ). Выполняется он следующим образом:
- принять стойку фудо-дати;
- руки, сжатые в кулаках, поднимаются до скрестного положения перед лицом и опускаются в исходное положение с одновременны м поклоном верхней части туловища вперед, до 30 градусов;
- сам поклон сопровождается возгласом "Осу!" (что является производной формой от глагола "синобу", что означает "терпеть”);
- взгляд при выполнении поклона направлен вперед.
Поклон сидя (дза рэй) выполняется из положения сидя на коленях (дза дзэн) в начале и конце тренировки. Колени расставлены под уклон 45 градусов, руки, сжатые в кулаках, находятся в месте прикрепления бедра к тазобедренному суставу. Локти оттянуты назад, грудь развернута, позвоночник прямой (воображаемая нить, проходящая через позвоночник и макушку головы, натянута вертикально). Поклоны выполняются без отрыва ягодиц от пяток.
Первый поклон — "Тиндэн-ни-рэй" (поклон святыне зала) выполняется с ладонями, лежащими на полу в позиции "канку", с поклоном верхней части туловища (лбом) к воображаемому центру этой позиции. Поклон выполняется молча.
Второй поклон — старшему инструктору
до 2-го дана включительно: "Сэмпай-ни-рэй",
до 4-го дана включительно: "Сэнсэй-ни-рэй",
и далее — "Сихан-ни-рэй".
Выполняется из исходного положения (сидя на коленях), но кулаки не разжимаются и голова не опускается вниз. Взгляд направлен вперед. Поклон выполняется одновременным ударом в пол ударной частью кулаков (сэйкэн) и возгласом "Осу!". Руки при этом слегка согнуты в локтях.
Третий поклон — "Отагай-ни-рэй" (поклон друг другу). Техника выполнения аналогична технике второго поклона.
При проведении соревнований выполняется троекратный поклон стоя (рицу рэй) в начале и в конце поединка (кумитэ).
Первый поклон — "Семен-ни-рэй!" (поклон почетному месту). Выполняется в сторону президиума соревнований (с поворотом на 90 градусов, а не на месте!).
Второй поклон — "Сюсин-ни-рэй!" выполняется в сторону рефери на татами (а не в сторону публики!).
Третий поклон — "Отагай-ни-рэй!" (поклон друг другу) выполняется в сторону противника.
Для того чтобы исчерпать эту тему до конца, хотелось бы упомянуть и поклоны, выполняемые судьями, т.к., несмотря на проводимые судейские семинары, многие судьи до сих пор не знают порядка их выполнения.
При выходе на татами судьи выполняют следующие поклоны (порядок построения судейской бригады для выхода на татами изложен в “Правилах по Кёкусинкай каратэ: кумитэ”).
Первый поклон выполняется по команде рефери "Семен-ни-рэй!" (в сторону президиума), второй — "Симпан-ни-рэй!" (поклон судей рефери) выполняется после того, как рефери сделал шаг вперед, развернулся на 90 градусов и подал соответствующую команду.
После окончания судейства, судейская бригада или выполняет вышеуказанные два поклона, или же, если предстоит смена другой судейской бригадой, один поклон "Симпан-ни-рэй!" в сторону бригады, вышедшей на замену.
Вот вкратце основные требования этикета при выполнении поклонов. При этом хотелось бы напомнить, что знание этикета не заключается только лишь в поклонах. Сюда же относятся и поведение на татами, внешний вид бойцов (включая умение носить кимоно и завяливать пояс так, чтобы оно всегда было заправленным) и даже поведение тренера, выводящего бойцов на татами. Этот тренер (в воинственном числе!) имеет право давать советы по ведению схватки своему подопечному. Естественно, не вступая при этом в дискуссии с рефери или угловыми судьями. Все вышеизложенное относится и к проведению соревнований.
О.Игнатов
09.02.2005
09.02.2005