КЁКУСИН КАРАТЭ И КОБУДО
Вся история боевых искусств, с древнейших времен и до наших дней, неразрывно
связана с оружием. С появлением оружия появилась и стала совершенствоваться
техника владения им, а вслед за этим и техника борьбы с вооруженным противником.
Это как две стороны одной медали. обычного
современного человека карате ассоциируется с поединком по определенным
правилам двух спортсменов на татами. Но если рассматривать карате как искусство
самозащиты в различных ситуациях, то в его арсенале должны присутствовать навыки
противостояния, как нескольким противникам, так и навыки
защиты от вооруженного противника. И даже если вы не собираетесь посвятить свою
жизнь изучению искусства работы с оружием, то для эффективной самозащиты вы
должны хотя бы приблизительно знать тактику и возможности вооруженного человека.
Показательно, что в старых школах не было искусственного разделения на
рукопашный и вооруженный бой, так как предполагался не спортивный
поединок, а бой на выживание. И только потеря личного оружия вынуждала применять
голые руки. Именно из этой предпосылки и начинали развиваться боевые искусства.
Кекусинкай создавался в середине 20-го века в противовес спортивному карате. И как боевое искусство, которое стремилось не утерять связь с прикладным аспектом Будо, стиль с момента своего создания использовал в тренировках традиционное оружие. Специфика состоит в том, что сам основатель стиля Масутацу Ояма не был большим экспертом в сфере кобудо и упор делал в первую очередь в создании школы «пустого кулака». При всем этом мастер понимал необходимость введения в программу работы с оружием. И потом, Ояма все же в свое время прошел курс самозащиты тростью в додзе мастера Дайто-рю айки дзю-дзютцу Есида Котаро и в дальнейшем развивал идеи о возможностях карате в противостоянии различным видам оружия. Кроме того, не совсем правильно приписывать создание стиля только одному мастеру. Одним из достоинств Масутацу Оямы было привлечение широкого круга сильных мастеров в свой додзе. И уже там, как мартеновской печи, отливалась «сталь» новой школы. Естественно, что новые мастера, вливающиеся в нее, и ученики основателя вносили свое видение и свой вклад в становлении традиций работы с оружием.
На протяжении длительного времени в Кекусинкай практиковалось только базовое ката «Тион». Да еще отдельные мастера тренировали самодельные ката с целью демонстрации их на показательных выступлениях. Этим все и ограничивалось, систематического же обучения кобудо не было.
Впрочем, для того времени, когда информация о кобудо имелась в очень ограниченном объеме, даже такая упрощенная работа с оружием была положительным фактом. Эти ката, разработанные специально для показательных выступлений, на первый взгляд, очень красивые, но, с точки зрения человека, обучавшегося по правильной методике, они полны недостатков, позволяющих противнику расправиться с исполнителем. С одной стороны, любая самопальная школа весьма ограничена, и в конечном итоге возвращается к старым ката, полным глубокого смысла. С другой, эти «старые» ката когда то создавались и тоже были на тот момент «самопальными». Но не следует забывать, что многие приемы из этих форм проходили проверку в реальных столкновениях. В контексте «оружейной работы» важно понимание стратегии школы и тактическая схожесть в действиях с оружием и без него. Кекусинкай карате сравнительно «молодой» стиль и попытки серьезной систематизации кобудо в нем проходят на данном этапе новый виток развития.
Я начал изучать кобудо благодаря внутреннему побуждению и под влиянием основателя Кекусинкай в России Александра Ивановича Танюшкина. До сих пор помню первый учебный фильм на видеокассете, где в промежутках между обзорным представлением школы, мастер демонстрировал владение саями. В дальнейшем я тренировался с оружием, используя доступные видеоматериалы по окинавскому кобудо. Очень помогли мне первые брошюры по базовой работе с тонфами и сай в соавторстве А.Танюшкина и В.Фомина и первые публикации этих же авторов по методике тренировки с Бо. Проверка качеством овладения оружием проходила у меня обычно на показательных выступлениях. Думаю, подобный путь проходили очень многие в Кекусинкай.
В начале 90-х годов у меня во время 2-х месячной командировки в Краснодар была возможность познакомиться с системой Кадочникова у его ведущих инструкторов. Эта система достаточно много внимания уделяет работе с оружием и против него. С чем-то можно согласиться в подходах этой школы, что-то спорно, но по моему всегда имеет смысл практически познакомиться с основами самых разных систем.
С конца 90-х годов практический опыт я приобрел, будучи инструктором по боевой и специальной подготовке в отряде специального назначения. Здесь самым надежным «традиционным оружием» был автомат Калашникова. Ну и было полезно отрабатывать простые и надежные ножевые техники и приемы обезоруживания в полевых условиях.
Многие интересные идеи по работе с ножом и дубинками я позаимствовал у Виктора Павловича Фомина. Надо отметить, что он до сих пор достаточно продуктивно и целеустремленно работает в этом направлении. Очень интересную школу владения ножом представил в рамках школы экзаменаторов 2003 года основатель и глава Международной гильдии ножевых бойцов (ножевой бой по системе «Амок») Том Сотис(США). Уровень его профессионализма был достаточно высок, и ведущие инструкторы IFK могли почерпнуть весьма ценные идеи. Особенно интересны были акценты в психологической подготовке. Кстати, из тех немногих случаев, когда мне приходилось противодействовать огнестрельному и холодному оружию в реальных ситуациях, помогала в первую очередь хладнокровная решительность и уверенность.
Через некоторое время, желая изучить искусство владения самурайским мечом Катана, я обратился к одному из ведущих специалистов по этой теме Петру Евгеньевичу Лихобабину. В процессе обучения мечевой технике я также оценил хорошо структурированную систему работы и с другими видами оружия. В результате, я прошел комплексное изучение иай-дзютцу и кобу-дзютцу. Такой подход отличался от узкой специализации многих современных направлений. Специфика «старых школ» корю состояла в том, что ученик последовательно изучая различные возможности ведения боя, постепенно становился мастером-универсалом. Причем в каждой такой школе была своя специализация на каком-то одном виде оружия. Но при этом было необходимо ознакомиться и с особенностями других видов оружия. Для расширения и углубления своих знаний в дальнейшем я начал знакомиться и с другими школами иайдо и кобудо.
Наверняка, последователи и в других ветках могучего древа Кекусикай продолжают следовать подобной традиции. Таким образом, школа, бросившая вызов пределам, как открытая для всего нового система, продолжает впитывать в себя и отбирать с точки зрения эффективности способы ведения реального боя. Кроме практических занятий с мастерами можно отметить еще что по мере приближения к 21-му веку очень бурно развивались информационные возможности. Естественно, что невозможно качественно обучаться по учебным видеоматериалам и информации из интернета, но они при правильном подходе могут послужить хорошим импульсом для дальнейшего углубления в тему и неплохим конспектом для самостоятельных занятий.
продолжение следует
22.07.2008 Волков Алексей