Введение. Основы традиционного каратэ
Тэги: спорт
1. Будо-каратэ и спорт. Будо-спорт.
Будо-каратэ как традиционно восточный воинский Путь. Спорт как детище западной традиции и продукт западного менталитета. Традиционное каратэ в нетрадиционных социокультурных условиях. Спортивные виды восточных единоборств. Современное развитие Кёкусинкай как воинского искусства, духовной практики и Будо-спорта.
2. Будо-каратэ - "Дзэнский вид борьбы" и духовная воинская традиция.
Будо-каратэ в семействе воинских искусств Востока и «дзэнских видов борьбы». Будо-каратэ в общемировом контексте Единой Духовной Воинской Традиции. Духовно-посвятительная иерархия воинских традиций («профан», «неофит», «посвященный воин»). Профессионально-посвятительная иерархия воинских искусств («ученик», «подмастерье», «мастер»). Мастер воинского искусства как «посвященный воин» и «мастер жизни».
3. Единство воинского «ремесла», «искусства» и «Пути» в традиционном каратэ-до.
Многоборческая основа воинского ремесла. Каратэ как боевой комплекс специального назначения, вид самозащиты и средство выживания. Каратэ как воинское искусство, средство совершенствования личности и область воинского мастерства. Воинский Путь самопознания и «божественного единения». Каратэ как комплекс активной медитации, специфическая (даосско-дзэнская) форма йоги и сакральный ритуал в дзэнской традиции Будо и Бусидо. Внешний (экзотерический) и внутренний (эзотерический) планы содержания традиционного каратэ и духовной воинской традиции.
4. Единство «тела», «техники» и «духа» - фундамент традиционного обучения каратэ.
Тандэн как центр единения. Единение ног и туловища («низа» и «середины» тела) через концентрацию энергии в тандэне и «собирание» живота. Единение туловища и рук («середины» и «верха» тела) через «собирание плечевых узлов». Единение конечностей (опоры и «оружия» тела) через «собирание» трех суставов (ноги — таз, колено, голеностоп; руки — плечо, локоть, кисть; пальцы — соответствующие межфаланговые суставы).
5. Концепция «тела - оружия» в традиционном каратэ.
Аспект воинского ремесла. Тело как арсенал наступательного и оборонительного оружия и как «доспех». Обучение каратэ как изготовление оружия («ковка и закалка меча»), закалка тела как изготовление «доспеха». Аспект воинского искусства. Аналогия с искусством выхватывания оружия, рубки твердых предметов (ср. тамэсивари) и фехтование в кэндо. Аспект воинского Пути. Представление о «духовном мече» или дзэнском «мече справедливости».
6. Психоэнергетический аспект единения в каратэ.
Мобилизующее волевое намерение. «Воля к жизни» и «воля к победе». «Пробуждение» и «присутствие» боевого духа. Управление энергией в действии. Истечение психической энергии через движение, дыхание (Ибуки), крик (Киай) и взгляд. «Пустое сознание» и состояние боевого «транса без аффектов».
7. Духовно-медитативный аспект единения в каратэ.
Традиционная система обучения каратэ как активно-медитативный комплекс, школа саморегуляции и духовная практика. Традиционные виды дзэнской и йогической медитации. Их сопутствующее и адаптированное использование в каратэ. Специальные медитативные практики и психотехники в аспектах «ремесла», «искусства» и «Пути».
8. Фундамент, ядро и стержень традиционной школы каратэ на современном этапе.
Кихон, ката и кумитэ - «три кита» системы традиционного обучения. Подютовительные, промежуточные, связующие и дополнительные разделы обучения. Технико-стилевые каноны Кёкусинкай и квалификационные нормативы Международной Федерации Каратэ (IFK).
17.01.2005