Раздел I. Обучение технике в форме КИХОНА.
1. Выполнение базовой канонизированной техники без партнера.
Кихон как процесс формирования «тела - оружия», овладения боевым арсеналом каратэ и наладки «боевой машины». Кихон как результат кристаллизации опыта мастеров, отбора и стилевой канонизации техники школы. Кихон как фундаментальный метод традиционного обучения - выполнение «идеальной» техники в «идеальных» условиях.
2. Основные требования к выполнению техники в форме кихона.
а) Устойчивая позиция и динамическое равновесие во всех фазах движения.
б) Координация движения с дыханием (пассивная фаза - вдох, активная - выдох).
в) Правильная форма техники.
г) Реальная мощь техники, обусловленная особым распределением потока энергии по фазам движения:
- взрывное начало (посыл из тандэна) в свободном от напряжения стартовом положении;
- максимальное (почти мгновенное) ускорение;
- кратчайшая сфокусированная концентрация силы на цели (с последующим почти мгновенным сбросом напряжения).
3. Основные задачи в постановке качественной техники и методы тренировки.
а) Изучение классических стоек, базовых перемещений и поворотов.
б) Контроль дыхания в ходе выполнения техники.
в) Выполнение движений, правильных по форме, с предусмотренной траекторией и полной амплитудой.
г) Разделение движения по фазам (от 2-х до 5-ти), поэтапное сокращение числа фаз и переход к слитному исполнению - в медленном, умеренном и быстром темпе с постепенным увеличением концентрации.
д) Последовательное, контролируемое и дозированное ускорение в каждой фазе движения (максимальное в конечной точке). По степенное приближение начала ускорения к исходному положению (вплоть до взрывного старта и молниеносного завершения).
е) Длительное удержание конечной сфокусированной концентрации (например, начиная с 5 или 3 счетов) с постепенным сокращением времени
удержания (вплоть до мгновенной фокусировки выброса энергии).
ж) Постоянный контроль за сбросом напряжения сразу после сфокусированной концентрации.
4. Специальные задачи в достижении высокого качества техники и дополнительные методы тренировки.
а) Для освоения правильной формы движения - выполнение его медленно и без концентрации.
б) Для достижения скоростной выносливости (при сохранении формы) - выполнение техники с полной амплитудой и фокусировкой концентрации в режиме серий (например, из 2-3 повторений) и суперсерий (например, от 1 до 5 и от 5 до 1 повторения или другие варианты). Последний удар в серии целесообразно акцентировать с Киай.
в) Для достижения силовой выносливости - длительные периоды ритмичного повторения техники с максимальной амплитудой, скоростью и силой при реальном сохранении формы.
5. Общие правила выполнения техники в форме кихона.
а) Преобладающий способ выполнения ударов и блоков руками в перемещении - в положении «ой». Требование к мастерам - выполнять любую технику в положении «гяку». В комбинациях техника может выполняться в обоих положениях.
б) Преобладающий способ выполнения ударов ногами в перемещении — в положении «гяку». Необходимость выполнения ударов ногами в положении «ой» в кихоне связано с перемещениями назад (спиной).
в) Для всех видов техники предусмотрены строго определенные уровни: дзёдан, тюдан, гэдан. Основные ориентиры, соответственно: уровень глаз, солнечного сплетения и нижней части живота.
г) Преобладает фокусирование техник на центральной оси перемещения. Там же достигается максимальное ускорение в проносных ударах.
д) Основными являются прямые перемещения вперед скользящим шагом со сменой стойки. Подготовка ступни передней ноги - поворот на тюсоку пяткой внутрь под углом 45°. Активное выдвижение ноги на тюсоку завершается отчетливым переносом центра тяжести и фиксацией бедер. Уровень посадки в стойке все время сохраняется. Реже используются перемещения с движением ноги по дуге (сантин-дати, а также киба-дати 45° при выполнении защит).
е) Повороты во всех стойках, выполняемые со скользящим подготовительным заступом задней или передней ноги, производятся только на тюсоку. Завершаются с отчетливым энергичным поворотом и фиксацией бедер. Наиболее распространенный в кихоне поворот на 180° в стойках дзэнкуцу-дати, киба-дати 45° традиционно (хотя бывает и по-иному) выполняется с заступом задней ногой, а в стойках сантин-, кокуцу-, нэкоаси- и мороаси-дати - с заступом передней ногой. Уровень посадки в стойке все время сохраняется.
ж) В большинстве случаев переход в стойку или поворот чуть-чуть предшествует исполнению техники ударов и блоков руками. Удары ногами всегда завершаются переходом в устойчивую позицию.
з) Единый для всех стоек уровень посадки обусловлен естественным понижением центра тяжести. При этом туловище сохраняет прямое положение (наклон вперед условно на 1°), а ноги нагружаются, чтобы активно двигать тело в перемещениях и поворотах.
и) Во всех техниках необходимо сохранять правильно сформированные и собранные ударные позиции.
6. Ключевые принципы выполнения отдельных видов, разновидностей и групп техники.
а) При выполнении ударов и блоков руками, требующих замаха и приготовления реверсивной руки, в перемещениях целесообразно начальную фазу движения совмещать с подготовкой ступни передней ноги. Завершение техники происходит одновременно с реверсом и собиранием живота, как правило, с окончанием поворота бёдер, если таковой предусмотрен.
б) При выполнении прямых проникающих ударов (типа «цуки»), а также ряда отмашных ударов (проносной тэтцуи маэ ёко-ути, фиксированные сюто дзёдан ути-ути и хайсю-ути) бёдра сохраняют фронтальное положение. Плечи в конечном положении повернуты (вслед за реверсом) под углом примерно 45°. На замахе для отмашных ударов бёдра и плечи расположены прямо.
в) При выполнении фиксированных секущих и импульсивно-возвратных, «рикошетных», ударов (типа «ути»), а также почти всех ударов локтями (хидзи-атэ), бёдра и плечи расположены фронтально, а в целевой точке - под углом 45°.
г) Блоки, выполняемые двумя руками или усиленные за счет наложения сопровождающей руки, в конечном положении совмещены с фронтальным расположением бёдер и плеч.
д) В круговых блоках важно слитно-ускоренное движение рук по круговой траектории. В сюто маваси-укэ (в кокуцу- и нэкоаси-дати) бёдра и плечи постоянно расположены под углом 45°.
е) В ударах и блоках руками плечи всегда опущены. При необходимости выпрямления ведущей руки локоть фиксируется.
ж) Характерные особенности выполнения ударов ногами:
- подготовка опорной ноги с поворотом на тюсоку пяткой внутрь под углом 45°;
- активный вынос («вскидка») бедра под нужным углом (в базовых хидза- и маэ-гэри - под углом 45°);
- выполнение удара сопровождается необходимым поворотом на тюсоку опорной ноги и балансированием за счет соразмерного наклона туловища в качестве противовеса (принцип «коромысла»).
з) При выполнении высоких ударов ногами опорная нога, благодаря толчковому посылу, разгружается. При выполнении продавливающих ударов сверху вниз (маваси-гэри гэдан, кансэцу- и какато-гэри), напротив, опорная нога загружается.
и) Для большинства ударов, которые выполняются с возвратом ноги, важна скорость «выхлеста» и возврата голени.
к) Секущие проносные удары ногами выполняются по принципу маха с ускорением к целевой точке на центральной оси.
л) Удары ногами в прыжках, связанные с выталкиванием тела в воздух, на старте требуют небольшого пружинистого приседания. Основное назначение прыжков связано не столько с изменением высоты, сколько с неожиданным преодолением дистанции.
м) При выпрямлении ноги во всех ударах ногами колено фиксируется.
7. Основные дидактические принципы, методы и этапы обучения отдельным техникам.
а) Движение от простого к сложному, от элементов и фаз - к целостному действию, от условного - к реальному.
б) Техника на месте выполняется обычно в классических равноопорных стойках (фудо-дати, сантин-дати, киба-дати). В начале медленно, по фазам, без концентрации, затем медленно и слитно без концентрации, далее - с постепенным увеличением скорости и концентрации (вплоть до кондиционно-скоростного режима многократного повторения).
в) Техника в перемещениях выполняется в классических стойках обычно на три шага (всегда из исходной левой дзэнкуцу-дати); вперед с поворотом на 180° и назад с возвратом (после второго поворота) в исходное положение. Начальный выход в левую дзэнкуцу-дати с гэдан-барай выполняется с отшагом правой ноги назад. Возврат в исходную фудо-дати с обратным подшагом правой ноги вперед.
г) Выполнение техники в перемещениях вперед и назад без поворота (т.е. спиной) обычно также выполняется на три шага.
д) Выполнение техники в перемещениях может усложняться за счет изменения схемы перемещений и использования различных поворотов. Так, например, схема из 11 перемещений включает чередование шагов и поворотов на 180°, 5 перемещений по квадрату состоят из чередования шагов с поворотами на 90° и т.д. Традиционно используются схемы перемещений простейших ката (кихон-ката 1 и 2, Тайкёку).
е) Задания могут усложняться за счет комбинирования техники на каждый шаг при сохранении стойки.
ж) Задания могут усложняться за счет смены стоек на каждый шаг при сохранении техники.
з) Задания могут усложняться за счет смены стоек и комбинирования различных техник.
и) Задания могут усложняться за счет выполнения боевых комбинаций самозащиты в классических стойках. При этом для предусмотренного изменения дистанции и маневров могут использоваться движения вперед, отходы назад, повороты, смещения в стороны и т.д.
8. Принципы построения базовых комбинаций.
а) Удары и блоки руками в минимальном сочетании двух элементов комбинируются по схемам: «удар + удар», «блок + блок», «блок+удар», «удар + блок». Комбинации выполняются поочередно обеими руками и одной рукой.
б) Удары и блоки ногами в минимальном сочетании двух элементов комбинируются и выполняются по тем же принципам.
в) Комбинация из двух техник, выполняемых руками и ногами, строятся по схемам: «рука + нога», «нога + рука». При этом возможны различные сочетания ударов и блоков в одноименном и разноименном соотношении.
г) Использование в комбинациях 3-х элементов позволяет изменять ритмику и смещать главные акценты.
д) В любых комбинациях, выполняемых в форме кихона, требуется отчетливое и полноценное исполнение связанных друг с другом техник.
9. Общие критерии для оценки уровня владения базовой техникой.
а) Сохранение формы, скорости и концентрации, обусловливающих реальную мощь техники. Она должна быть достаточной для поражения живой цели и выполнения несложных тестов тамэсивари.
б) Умение комбинировать любые техники и стойки в пределах программы соответствующего пояса и в полном объеме ранее освоенных нормативов (в частности, при подтверждении квалификации экзаменуемого).
в) Умение использовать различные схемы перемещений и способы поворотов.
г) Сохранение хорошего качества техники в любых заданиях в пределах программных требований.
д) Сохранение достаточного качества техники при ее выполнении в интенсивных кондиционных режимах.
10. Нормативные условия и процедуры выполнения техники в форме кихона. Основные японские команды и этикет додзё.
В IFK для выполнения любой техники руками в перемещениях предусмотрены определенные команды и соответствующий порядок действий.
По команде «Фудо-дати!» принимается исходная позиция ожидания фудо-дати.
По сокращенной команде «Маэ гэдан-барай, йой!» выполняется переход из фудо-дати в позицию йой-дати на 4 мысленных счета с Киай в конце. В начальной фазе согнутые скрещенные руки повернуты ладонями к ушам. При движении вниз руки выпрямляются, сжимаются в кулаки и останавливаются параллельно туловищу и бедрам.
По команде «Камаэ-тэ!» выполняется быстрый отшаг правой ногой назад в левую дзэнкуцу-дати с левым сэйкэн маэ гэдан-барай с Киай.
Из этого стандартного положения далее выполняется любая ранее объявленная или тут же заданная техника в определенных стойках.
Если задание выполняется под счет, то сразу следует счет: «ити, ни, сан». Затем, после команды «Маваттэ!» выполняется поворот на 180° с Киай. Все действия выполняются сразу после счета и соответствующих команд. Обратная «дорожка» перемещений завершается таким же поворотом и возвратом в заданную левую стойку. По команде «Наорэ!» совершается возврат правой ноги к левой ноге с последующим отшагом в сторону в исходную фудо-дати и с обязательным прикрытием в переходной фазе сомкнутыми у груди предплечьями.
При необходимости повторения цикла перемещений из правой стойки подается команда «Хантай!» и положение ног одновременно меняется. После этого подаются те же команды и выполняются соответствующие задания.
Если задание выполняется без счета, то дается команда «Могорэй!», а затем - «Хадзимэ!» После этого предусмотренное действие выполняется размеренно (в темпе Тайкёку) и оно озвучивается для поддержания общего ритма на «Осу!», а повороты выполняются с Киай.
Для выполнения ударов ногами используется почти такая же процедура. После выхода в левую дзэнкуцу-дати с гэдан-барай подается дополнительная команда: «Uэри но йой, йой!» Соответственно, в дзэнкуцу-дати-выполняется то же медленное движение руками, что при выходе из фудо-дати в йой-дати.
Задания могут выполняться под счет или без счета. Одновременно с первым ударом ногой сжатые в кулаки руки поднимаются в защитное положение. На поворотах быстро, с Киай, руки, сжатые в кулаки, опускаются в предстартовое положение вниз.
Для старших поясов (особенно на экзамене) предусмотрено также движение вперед на 3 шага с выполнением техники под счет, а обратно (после поворота) - без счета. Для этого дается задание, которое после поворота выполняется после команды «Могорэй, хадзимэ!». Возврат в исходную фудо-дати совершается после команды «Наорэ!»
Поскольку при стандартном выходе в левую дзэнкуцу-дати правая нога отводится из йой-дати назад, при возвращении в фудо-дати она подтягивается к левой ноге, в какой бы классической стойке не выполнялось задание. Если же цикл перемещений завершается в левой маэ киба-дати, то вначале делается отвод левой ноги в сторону - восстанавливается дзэнкуцу-дати, а затем выполняется возврат в исходную фудо-дати.
При необходимости, всю технику можно выполнять с Киай, тогда подаётся команда «Киай-тэ!» Далее задание может выполняться под счет или без счета (после соответствующих команд).
При подаче неправильной или неправильно понятой команды, когда ученики начали делать непредусмотренное, следует остановить их командой «Ямэ!» и вернуть в исходное положение командой «Наорэ!»
При объяснении непривычных или сложных заданий инструктор должен быть уверен, что его поняли правильно. Для этого он может задать контрольный вопрос: «Ваката?», т.е. «Понятно?» (сокращенно от «Вакаримас ка та?»). Утвердительный ответ озвучивается учениками возгласом «Осу!» Если задание не понято, ученикам лучше поднять руку и попросить разъяснения.
Если ученикам надо дать передышку, расслабиться, поправить одежду ит.п., подается команда «Ясумэ!» (обычно после возврата в исходную фудо-дати).
Если в ходе тренировки необходимо посадить учеников, то подается команда «Сэндза!» Обычно используется традиционная поза для медитации или (в случае длительной беседы) сед «по-турецки». Если предусмотрена медитация (дзадзэн), то дается команда закрыть глаза - «Мокусо!» После завершения медитации подается команда «Мокусо ямэ!»
В конце тренировки, которая завершается традиционным коротким сеансом дзадзэна (после открывания глаз) инструктор объявляет серию ритуальных поклонов в положении сидя, при которых ученики кулаками ударяют о пол перед коленями. В соответствии с иерархией школы вначале подается команда «Ханси ни рэй!» (если ханси присутствует в зале), далее, соответственно, «Сихан, сэнсай, сэмпай и отагай ни рэй!» Взаимные поклоны выполняются с одновременными возгласами «Осу!»
Чтобы поднять группу на ноги, подается команда «Татэ!» или в вежливой форме - «Татэ кудэсай!»
Заключительное приветствие, выражающее взаимную благодарность присутствующих в зале (или на тренировочной площадке), выполняется после обращения ведущего инструктора: «Аригато годзаймасита!» Ответом служит повторение благодарности, а затем - обмен приветственными возгласами «Осу!» При этом ведущий инструктор и все черные пояса стоят, а младшие ученики сидят.
Следует помнить, что при входе в зал (додзё) и при уходе из зала каждый член школы произносит общее приветствие «Осу!» с поклоном из фудо-дати. С того же возгласа начинается любое обращение к старшему (согласно принятой в школе иерархии).
18.01.2005