Раздел II. Методический комплекс для обучения КАТА.
1. Преемственность с кихоном в обучении ката.
Кихон - основа и «строительный материал» для ката. Общность базовых методов в освоении техники и комбинаций, достижении необходимого качества их выполнения.
2. Основные требования и критерии качественного выполнения ката. Задачи поэтапного овладения каждой «формой».
а) Знание текста ката, канонизированных в школе Кёкусинкай IFK (включая темп и ритмику, способы дыхания, Киай, стандартные формы начала и завершения комплексов).
б) Качество техники, соответствующее стилевым канонам школы.
в) Понимание смысла всех технических элементов и приемов ката, знание основных трактовок их боевого применения и представление о спектре возможностей. От старших поясов требуется понимание психофизиологических механизмов и медитативной природы ката.
г) Реальное, исполненное боевого духа, выполнение ката. Убедительное («артистичное») выражение мощи каратэ Кёкусинкай, энергетический подъем и активно-медитативное состояние сознания.
3. Специфические для ката учебные задачи и этапы их решения.
а) Создание целостного представления об уникальном характере и назначении каждой «формы».
б) Установление правильного ритма в отдельных комбинациях на основе единых установленных принципов. Усвоение основных норм пропорциональной группировки элементов, выражаемых в условных единицах времени (мысленный счет):
- выполнение медленных движений — на 4 счета;
- выполнение умеренных движений - на 2 счета;
- выполнение быстрых движений - на 1 счет (обычно на 1 шаг перемещения или поворот);
- группировка 2-х быстрых движений в одной позиции - на 1 счет (типа «блок + удар», освобождение от захвата - блок, 2 удара и др.).
в) Осмысленная группировка комбинаций, соответствующих основным завершенным фазам боя с выделением в приемах главных акцентов.
г) Установление общей правильной ритмики при соблюдении общепринятого темпа исполнения, т.е. + 1-2 сек. в соотнесении с границами временного эталона IFK. Скоростное выполнение техники соответствует реальности боя. Иные темпы связаны с особыми дидактическими задачами.
4. Базовый методический комплекс для качественного освоения ката.
а) Вычленение наиболее трудных элементов техники для отдельной отработки их в кихоне (подготовительное или сопутствующее).
б) Последовательное освоение коротких и более протяженных комбинаций в заданном (строго определенном) темпе и ритме для достижения необходимого качества техники.
в) Использование метода наращивания «цепи» - технических элементов, комбинаций и комбинационных групп -для надежного закрепления ритмизованного текста ката.
г) Ритмизованное скандирование (на «Осу») всех акцентируемых технических (быстрых) действий для формирования верного ощущения темпа и ритма ката, чувства «текучей формы».
Запоминание темпо-ритмической структуры ката можно укреплять, воспроизводя соответствующее скандирование вне выполнения текста ката (без движений в заданной позиции, в ходе отжиманий или приседаний в установленном темпе и ритме и т.п.).
д) «Официальное» исполнение ката, предназначенное для квалификационных экзаменов и соревнований. Ката исполняется в полной тишине (без сопения и иных призвуков дыхания) с выполнением Киай и Ибуки в предусмотренных местах и соблюдением временного регламента. Достижение искомого качества — венец систематической (длительной и кропотливой) работы над ката.
5. Дополнительный методический комплекс для решения специальных задач в освоении ката.
а) Для достижения полного контроля формы и чистоты техники - медленное и плавное её выполнение (ср. мягкий стиль Тайцзицюань) с обозначением точек умеренно сфокусированной концентрации.
б) Для наращивания силы с правильной дыхательной координацией при сохранении формы — медленное концентрированное исполнение ката с Ибуки. В данном силовом режиме быстро выполняются только фазы вдоха (на шаг, начальные фазы замаха или прикрытия, в том числе на поворотах).
в) Для наращивания скорости и силовой концентрации - исполнение ката с серийным (или суперсерийным) умножением отдельных техник или коротких комбинаций. При их удвоении, утроении и т.д. должна сохраняться форма и амплитуда движений.
г) Для усиления фокусированной концентрации в завершении техники - исполнение ката с продленным Киай (в медленном, умеренном и быстром темпах) и соответствующим удержанием концентрации на каждом элементе (от 5 до 2 мысленных счетов).
д) Для полного сознательного контроля текста, качества техники, уверенного овладения всей «формой» — исполнение ката в комбинированном режиме. Возможный алгоритм: медленно и плавно, с умеренной концентрацией - медленно и сильно с Ибуки - с быстрыми повторениями элементов - быстро и сильно с Киай - с реальной скоростью и концентрацией, но в тишине. Схема чередования
способов исполнения техник в ката может быть задана заранее или развертываться произвольно по командам в ходе исполнения.
е) Для воспитания гибкого, подвижного сознания и способности к спонтанному («взрывному») и реально мощному исполнению каждой техники - исполнение ката как серии «вспышек» концентрации энергии (с Киай) в чередовании с короткими медитативными паузами (с закрытыми глазами и рефлекторным сбросом напряжения). Команды (счет) целесообразно подавать с произвольным интервалом, чтобы из состояния полной отрешенности, открыв глаза, можно было осуществлять спонтанную и мгновенную мобилизацию.
Это прекрасная «гимнастика духа», одно из средств мгновенного пробуждения «боевого духа» и выхода в состояние боевого «транса без аффектов»,а также быстрого и естественного возврата в состояние «мира и покоя». Каждый удар и блок в такой тренировке мыслится и ощущается как «последний в жизни».
ж) Для тестирования стабильности в качественном освоении «формы» и ориентировки в пространстве, доведенных до внутреннего ощущения, «чувства ката» - исполнение ката с закрытыми глазами в «официальном» варианте.
з) Для тестирования специальной выносливости и запаса прочности в стрессовых ситуациях (соревнования, экзамены, показательные выступления) — практика «ката-марафонов». Это может быть исполнение одного ката подряд несколько раз в «официальном» варианте с сохранением качества техники и стиля (например: Тайкёку-10 раз, Пинан - 5 раз, Канку - 3 раза).
Содержание ката-марафонов определяется освоенными нормативами (для экзамена) или соревновательным репертуаром.
6. Особые и усложненные методы изучения и исполнение ката.
а) Выделение сходных по структуре и технике комбинаций из различных ката освоенного репертуара для отдельного изучения. Способствует запоминанию текста, осознанию общности разных «форм», единых принциповпостроения приёмов и канонов школы.
б) «Конспективное» исполнение группы ката, например, подряд только начальных комбинаций из Тайкёку и Пинаиов. Это своего рода воспроизведение в движении, экспозиция основных «идей» ката, «тематическое оглавление» репертуара. По тому же принципу можно скомбинировать и концовки ката определенной группы.
в) Исполнение ката в форме «ура» способствует лучшему запоминанию текста, свободе в использовании поворотов через спину и готовит к выполнению «вертушек».
г) Исполнение ката в форме «гяку», т.е. в зеркально-симметричном варианте способствует преодолению известной «односторонности» в выполнении определенных техник и комбинаций, помогает хорошо усвоить текст ката.
д) Исполнение ката в «ракоходе», т.е. от конца к началу, требует повышенного контроля и отличного знания текста ката («вдоль и поперёк»). Способствует надёжному овладению соответствующим арсеналом техник и приёмов.
е) Исполнение текста ката на одном месте (т.е. без перемещений в заданной позиции) позволяет работать над ката в ограниченном пространстве с повышенным самоконтролем.
ж) Мысленная тренировка на материале ката при решении различных учебных задач позволяет осуществлять внутреннюю, медитативную работу над ката, дисциплинировать сознание, развивать память и концептуальное мышление; возможна в любых условиях, позволяющих сосредоточиться.
з) «Работа по канону» на базе простейших ката. Например, использование схемы Тайкёку для освоения новых техник, решения особых методических и инструктивных задач.
и) «Каноническое моделирование» новых «форм». Создание собственных ката для зашифровки и передачи «идей», относящихся к воинскому «ремеслу», «искусству» и «Пути».
к) «Каноническая импровизация» - спонтанное воспроизведение фрагментов известных ката и создание новых композиций в стиле Кёкусинкай. Предполагает глубокое знание традиций школы и высокий уровень мастерства.
7. Нормативные процедуры и команды, предусмотренные для исполнения ката.
Исполнению ката Кёкусинкай IFK предшествует выход в фудо-дати после соответствующей команды.
Если ката начинается сразу из фудо-дати (без перехода в мусуби-дати) с выходом в позицию йой-дати (группы Тайкёку и Пинан), то, после объявления инструктором названия ката и его отчетливого повторения учениками, подается команда «Йой!» При выполнении ката под счёт, соответствующие движения следуют после каждого счёта. При необходимости выполнения ката без счёта подается команда «Могорэй, хадзимэ!» На последнем движении производится краткая остановка до завершающей команды «Наорэ!» После неё происходит возврат в исходную фудо-дати.
При завершении Тайкёку, левая нога вначале отводится назад на тюсоку на ширину фудо-дати от правой ноги. Только после этого производится возврат во фронтальное исходное положение с прикрытием сомкнутыми у груди предплечьями в промежуточной фазе. При завершении ката Пинан, нога, возвращаемая в исходную фудо-дати, вначале ещё в согнутом положении, на тюсоку подтягивается к другой (тоже согнутой) ноге, а затем отводится в сторону в фудо-дати, выход на прямые ноги.
В ката Тайкёку и Пинан-соно-ни возврат в исходную точку происходит со смещением по центральной оси чуть назад (примерно на ширину плеч). Во всех остальных ката Кёкусинкай IFK при соблюдении схемы перемещений и пропорциональных стоек в идеале предусматривается совершенно точный возврат в исходную точку (один из признаков хорошей школы).
Если ката начинается и заканчивается кратковременной медитацией в мусуби-дати, переход в эту позицию совершается по команде «Мокусо!» медленно, на 4 мысленных счёта и всегда с постановкой правой ноги к левой ноге.
Вначале, на 1 -й счёт принимается стойка мусуби-дати и раскрываются кисти рук, которые на последующие счета медленно сводятся и, как «намагниченные», на 4-й счёт смыкаются внизу. В тот же момент закрываются глаза. Через несколько секунд объявляется название ката.
По команде «Йой!» выполняется переход в Позицию йой-дати с Ибуки.
После команды «Хадзимэ!» исполняется объявленное ката, которое завершается самостоятельным возвратом в мусуби-дати, причем на 1-й счёт принимается позиция мусуби-дати, а раскрытые ладони согнутых в локтях рук смыкаются во фронтальной плоскости выше уровня лба. При медленном опускании рук вниз мимо лица глаза закрываются. Через 2-3 секунды, по команде «Наорэ!» медитация в мусуби-дати прекращается.
При этом глаза открываются и совершается стандартный возврат в исходную стойку фудо-дати.
Во всех ката хронометраж осуществляется в границах от команды «Хадзимэ!» до завершения последнего технического действия (Тайкёку, Пинан) или после завершения конечного перехода в мусуби-дати.
8. Приблизительный хронометраж для исполнения ката Кёкусипкай 1FK.
Хронометраж дает временные ориентиры, необходимые для любых «официальных» исполнений ката.
Все Тайкёку исполняются за 20-23 сек., Пинан 1 и 3 -за 22-24 сек., Пинан 2,4 и 5 - за 30-33 сек.
Сантин но ката исполняется за 2 мин. 14 сек. - 2 мин. 16 сек. Сантин с Киай - за 19-20 сек. Тэнсё - за 2 мин. 19 сек. - 2 мин. 23 сек.
Гэкисай Дай исполняется за 47-50 сек., Гэкисай Сё — за 48-50 сек.
Ката Янцу исполняется за 1 мин. 02 сек. - 1 мин. 04 сек., Цуки но ката-за 36-38 сек., Сайха - за 43-45 сек., Канку Дай - за 1 мин. 40 сек. - 1 мин. 45 сек., Сэйентин - за 1 мин. 24 сек. - 1 мин. 26 сек., Сусихо - за 1 мин. 15 сек. - 1 мин. 26 сек., Гарю - за 38 - 40 сек. и Сэйпай - за 46-48 сек.
20.01.2005