Раздел III. Нормативные комбинации (иппон- и самбон-кумитэ, рэнраку, кихон-ката) и методы их изучения.
1. Инструктивные цели и задачи в освоении нормативных комбинаций.
В иппон-кумитэ 1 и 2 (10 кю) - знакомство с боевым применением базовой техники (атака-защита-контратака) в перемещении на 1 шаг в классической стойке.
В самбон-кумитэ (9 кю) - знакомство с применением боевой техники в перемещении на 3 шага. В классической стойке выполняется серия атак, защит и контратак.
12 рэнраку подразделяются на 2 типа:
- Рэнраку 1-го типа (9-5 и 2 кю) - комбинации, характерные для кликер-турниров. Особенность боевой стойки: рука в положении «ой» служит гардой, рука в положении «гяку» «заряжена» под грудью.
- Рэнраку 2-го типа (1 кю, 1 Дан) - комбинации, характерные для нокдаун-турниров. В боевой стойке Кёкусинкай обе руки защищают голову и ребра.
Кихон-ката - комплексы техники (10 кю - 2 Дан), воспроизводящие в движении по порядку нормативные техники в программе каждого пояса. Базовая форма - выполнение на месте в правой сантин-дати (для 10 кю - в фудо-дати).
2. Особенности исполнения и методы изучения иппон- и самбон-кумитэ.
Комбинации исполняются в форме кихона и должны отвечать всем требованиям качества реальной техники. Для освоения пригодны все методы работы в кихоне. Целесообразны контрольные упражнения в парах.
3. Особенности исполнения и методы изучения рэнраку.
Для рэнраку 1-го типа характерны прежде всего высокоскоростные импульсивно-возвратные длинные удары руками (гяку-цуки с включением бедра и полным реверсом) и хлесткие удары ногами (с быстрым выхлестом и возвратом голени).
В боевой стойке, характерной для кликера, общими являются следующие элементы:
а) выход в боевую стойку (из позиции йой-дати) с понижением центра тяжести, быстрым выносом вперед-вверх раскрытых рук и быстрым собиранием их в защитную позицию;
б) поворот в боевой стойке (с сохранением посадки) с задней ноги, блоком ути-укэ и аналогичным быстрым переводом рук в защитную позицию;
в) возврат в исходное положение в фудо-дати всегда назад со стандартным прикрытием предплечьями в переходной фазе.
Необходимо отличать и отдельно тренировать разновидности базовой техники гяку-цуки:
а) проникающий фиксированный удар от груди (в рэнраку 1,4 и 9);
б) Импульсивно-возвратный удар от груди с эффектом «рикошета» (в рэнраку 2, 3,4-9).
Для рэнраку 2-го типа характерны проникающие фиксированные удары руками из нокдаун камаэтэ-дати (без реверса под грудь).
В рэнраку 12 (гохон-рэнраку) используются не только скоростные возвратные удары ногами, но и проносные секущие удары ногами. При выходах в боевую стойку и на поворотах сохраняется защитное положение со сжатыми кулаками. При выполнении удара рукой необходимо смещение веса тела на тюсоку соответствующей ноги и прикрытие лица (головы) второй рукой.
Все рэнраку в группе могут исполнятся с ритмизованным скандированием на «Осу!» с Киай на завершающей технике и на поворотах. При необходимости озвучиваться могут любые отдельные (акцентируемые) техники.
Все освоенные нормативные комбинации (в полном объеме - от иппон-кумитэ 1 до рэнраку 12) могут выполняться в режиме «теста-марафона» по принципу наращивания «цепи». Каждое «звено» (отдельная комбинация) выполняется по 3 раза (кроме самбон-кумитэ) в перемещениях вперед и назад из левой, затем из правой стойки. При наращивании очередного «звена» воспроизводятся все предыдущие «звенья цепи».
Целесообразна также форма тестирования свободы владения освоенными комбинациями. Принцип - выполнение любой комбинации и их группировка в произвольно задаваемом порядке.
4. Процедура исполнения и методы изучения программных нормативов IFK на базе кихон-ката.
Ключ к освоению и запоминанию всего объема нормативной техники (10 кю - 2 Дан) - базовые комплексы, выполняемые на месте, в правой сантин-дати. Выход в стойку выполняется после перехода из фудо-дати в йой-дати с моротэ ути-укэ медленно с Киай на 4-й мысленный счёт.
По команде «Миги сантин-дати, йой!» вначале выполняется стандартный переход из фудо-дати в йой-дати, а по команде «Камаэтэ!» - выход в правую сантин-дати. Кихон-ката можно выполнять под счёт или без него (по команде «Могорэй, хадзимэ!»). В первом случае возврат в исходную стойку (правая сантин-дати) происходит на последний счёт сразу же после завершающей техники. Во втором случае — самостоятельно. В обоих случаях каждая техника может выполняться на «Осу!», а возврат в правую сантин-дати с Киай. По команде «Наорэ!» - стандартный переход правой ногой назад в исходную фудо-дати.
Производные формы на основе кихон-ката обусловлены типовыми задачами обучения техники, совмещёнными с практическим закреплением программных нормативов в установленном порядке чередования техник.
При стандартном перемещении на 3 шага вперед и назад с поворотами может выполняться (повторяться) одна техника из кихон-ката. В сокращённом варианте технике меняется после каждого поворота. Тот же принцип может быть использован при перемещении вперед и назад без поворотов (т.е. назад спиной).
Указанные способы использования схемы кихон-ката можно совмещать с чередованием классических стоек, а также используя боевую стойку Кёку-синкай. Кроме того, всю серию техник можно воспроизводить на каждый шаг только одной рукой (в положении «ой») и одной ногой (в положении «гяку»). Тем самым увеличивается общий объём техники за время одного цикла перемещений.
Базовые и производные от кихон-ката формы и способы выполнения нормативной техники по различным схемам перемещений могут осуществляться в кондиционном режиме «марафонов», в том числе по методу наращивания «цепи». Помимо физической выносливости это требует предельной собранности и самодисциплины.
20.01.2005