Раздел IV. Кихон в боевой стойке.
Тэги: единоборства, спорт
1. Кихон в боевой стойке в системе традиционной подготовки.
Единая методическая основа изучения и выполнения техники каратэ в боевой стойке. Специфика работы в боевой стойке, отражающая фактор изменчивости условий реального боя и универсальные принципы адаптации к ним. Кихон в боевой стойке — ступень от классического кихона к кумитэ на пути к свободному бою, технический фундамент для спортивного единоборства и искусства самозащиты.
2. Стилевые черты кихона в боевой стойке Кёкусинкай.
а) Идеально сбалансированная, компактная и маневренная исходная боевая стойка. Длина стойки - 3 ступни, стопы разведены на ширину плеч, носок передней ноги направлен вперед, задней — под углом 45° в сторону.
б) Оптимальная защищенность боевой стойки, возможность полной свободы действий в атаке и контратаке. Согнутые впереди руки защищают голову и туловище (прикрывая ребра).
в) Особая собранность и экономность в выполнении ударов и блоков руками. Преобладание сокращённых траекторий, малых амплитуд при динамичном, скоростном выполнении техники и сохранении прикрытости жизненно важных центров.
г) Особая экономность и свобода в выполнении скоростных ударов и защит ногами, благодаря компактно сбалансированной, равноопорной и подвижной боевой позиции.
3. Базовые способы и схемы перемещений в боевой стойке.
Перемещения с сохранением сбалансированной равноопорной позиции — важнейшее условие стабильной работы в боевой стойке. Базовый способ - короткие смещения (без смены стойки) за счет растягивания позиции при движении ближайшей по направлению перемещения ноги и последующего восстановления стойки за счет подтягивания другой ноги в исходное расположение.
Перемещения выполняются на тюсоку. Вперед и влево (из левой стойки) - с левой ноги; назад и вправо - с правой ноги. Совмещение в чередовании четырех направлений (вперед-назад и влево-вправо) дает «крест» - базовую схему перемещений без смены сторонности стойки.
Боевая стойка Кёкусинкай позволяет совершать перемещения и маневры на различной дистанции и различными способами (прямыми шагами, «разножками», заступами через какэ-дати, поворотами на любой ноге) со сменой и без смены сторонности позиции. Смещения в боевой стойке под углом 45° в четырех промежуточных направлениях (т.е. по схеме «диагонального креста») в совокупности с «прямым крестом» дают универсальную схему «восьмиконечной звезды». Сочетание прямых перемещений, движение по кругу, прямых и круговых поворотов создает идеальный спектр возможностей для маневрирования. При этом, боевая стойка, динамично «перетекая» в иные позиции, остается средоточием баланса в бою.
4. Выполнение техники в боевой стойке.
Удары руками (прежде всего цуки, сита-цуки и какэ-цуки)в положениях «ой» и «гяку» совмещаются с переносом опоры на тюсоку, включением в работу бёдер и «собиранием» тела посредством концентрации в тандэне, животе и «плечевых узлах». В момент удара сохраняется прикрытие свободной рукой, после удара рука возвращается в защитное положение.
Различные по типу и способам выполнения формы защиты (производные от классических, в т.ч. круговых, блоков, стопорные накладки, мягкие «проводящие» блоки и др.) выполняются в соответствии с теми же принципами.
Выполнение ударов и защит ногами из боевой стойки (с любой ноги) предполагает скорейшее возвращение в хорошо сбалансированную позицию. Обе руки все время находятся в защитном положении.
Для выполнения ударов ногами могут быть использованы различные способы подготовки и перемещений вперёд и назад, смещений в стороны, движения по кругу и иные маневры, обусловленные дистанционно-тактическими факторами.
5. Выполнение комбинаций в боевой стойке.
Единые с кихоном принципы построения комбинаций (из ударов ногами и руками в сочетании с защитами). Фактор дистанции и типовых тактических условий при работе в боевой стойке. Приближение формы техники и структуры комбинаций к условиям реального боя (вход в ближний бой, сопротивление прессингу, обход цели со смещением с линии атаки, обход, повороты и др.).
Ключевое значение «двоек» из ударов руками из арсенала: цуки, сита-цуки, какэ-цуки - при комбинировании одинаковых или разных техник. Оптимальная схема - перемещение на 3 шага вперед-назад или в четырех направлениях («прямой крест»).
При движении в левой стойке вперед и влево типичное сочетание - «ой-гяку», при движении назад и вправо - «гяку-ой». Необходимость последующего освоения обратных сочетаний. Способность действовать из любой позиции любой рукой. Важность синхронизации ударов с постановкой соответствующей ноги на тюсоку и мгновенным «собиранием» («единением») тела.
Ключевой принцип построения типовых комбинаций с ударами (и защитами) ногами - умение бить любой ногой при любом порядке комбинирования ударов руками.
Выполнение специальных упражнений на базе техники (серии, суперсерии и др.) на «расхлест» ног и рук — необходимое условие повышения комбинационных возможностей при работе в боевой стойке.
Целесообразность выполнения тактически усложненных вариантов техник для приближения комбинационной работы к реальности спортивного поединка или самозащиты. Включение в тренировки «отсекающих», «догоняющих» или «встречных» прямых и круговых ударов ногами под углом 45°, 90°, а также 180° и даже 270° (в основном с использованием ударов вбок я назад). Умение работать руками в различных направлениях, двигаться по внешнему кругу (как бы вокруг противника) и по внутреннему кругу (как в ситуации окружения).
Необходимость включения в общую программу комбинационной работы в боевой стойке «экзотических» техник и «запрещенных» приемов из боевого арсенала самозащиты.
6. Метод цифровой зашифровки комбинаций при работе в боевой стойке.
Выделение комбинационных «архитипов», включающих наиболее распространённые техники. Овладение через них базовым комбинационным арсеналом. Нумерация ограниченного числа ключевых комбинаций, обеспечивающих свободу действий любой рукой или ногой. Соответствующий отбор и активизация «подручных» средств и «ходовых» комбинаций как основа для овладения комбинационным стилем ведения боя и развития комбинационного мышления.
Пример учебного «репертуара» из 3-х комбинаций, содержащих удар ногой и 3-х комбинаций только из ударов руками.
Комбинации по схеме «ой-гяку + любая нога»:
№1 - ой-гяку + маваси-гэри (на любом уровне);
№2 - ой-гяку + маэ-гэри (тюдан);
№3 - ой-(гяку) + усиро-гэри (тюдан).
Возможность использования на данной основе других техник - кэагэ, оро-си-какато, усиро-маваси, индивидуальных «коронных» комбинаций.
Комбинации из 2-3 ударов руками выполняются любой рукой и в свободном чередовании. Различаются по последнему удару:
№4 - любой прямой удар («ой» или «гяку» в любой стойке);
№5 - аналогично, сита-цуки;
№6 - аналогично, какэ-цуки.
Изучение ограниченного набора из 6 типов комбинаций предполагает их последующее выполнение в заданном или произвольном порядке и объеме. Свободный комбинационный бой с "тенью" - итоговое задание в разделе кихона в боевой стойке.
7. Выполнение ката в боевой стойке.
Работа в боевой стойке с использованием плана перемещения простейших ката (прежде всего Тайкёку) дисциплинирует и развивает ориентировку в пространстве. Она предполагает достижение особой динамики в коротких перемещениях при сохранении качества техники, выполняемой в соответствующем стиле. При сохранении схемы ката возможно использование любых видов техники и тактически оправданных комбинаций.
21.01.2005