Раздел V. Базовые формы КУМИТЭ. Этапы и методы подготовки к свободному бою.
1. Учебные кумитэ как методический комплекс реального взаимодействия с партнёром.
Разновидности учебных кумитэ как отражение типологического разнообразия учебных задач. Технические, тактические, кондиционные задачи и их взаимосвязь. Типологизация противников и обусловленность заданий спортивной или воинской подготовкой.
2. Принципы и этапы усложнения технических заданий.
а) Обусловленные одиночные атаки и защита.
б) Обусловленные одиночные атаки и защита с одиночной контратакой.
в) Обусловленные одиночные атаки и защита с комбинированной контратакой.
г) Обусловленная серия поочерёдно выполняемых одиночных атак, на каждую из которых предусмотрены определённые варианты защиты и контратаки (одиночной или комбинированной).
д) Произвольное чередование в серии одиночных атак и реагирование на каждую из них определённым способом (с одиночной или комбинированной контратакой).
е) Произвольное чередование в серии одиночных атак и произвольное спонтанное) реагирование на каждую из них любым способом (в пределах освоенного арсенала техники).
ж) Обусловленная комбинированная атака и соответствующая защита
с обусловленной контратакой (одиночной или комбинированной) на последний удар.
з) Обусловленная комбинированная атака с произвольным защитным реагированием на любой удар с одиночной или комбинированной контратакой.
и) Произвольная комбинированная атака с произвольным защитным реагированием и свободным выбором средств (в пределах освоенного арсенала техники).
к) Применение защиты без блоков-уходов на безопасную дистанцию с незамедлительной контратакой (одиночной или комбинированной, обусловленной или произвольной).
л) Применение защиты с блоками и одновременной контратакой (по любым заданиям).
м) Применение опережающих контратак без блоков (по любым заданиям).
Достаточная техническая подготовка в кумитэ позволяет сосредоточиться на тактике.
3. Принципы дистанционного маневрирования, характер и этапы усложнения тактических заданий.
а) Защита и контратака с отходом назад на безопасную дистанцию - тактика «отступающей воды».
б) Защита и контратака с уходом с линии атаки и сближением с противником - тактика «обтекающей воды».
в) Защита и контратака, не сходя с места — тактика «скалы».
г) Защита и контратака с опережающим сближением с противником - тактика «стопора» или опережающего «вклинивания».
д) Спонтанное дистанционное маневрирование с непредсказуемым контактным взаимодействием с противником - тактика «огня».
4. Важнейшие критерии типологизации противников и спектр технико-тактических заданий.
а) Тактика ведения боя с противниюм, работающим преимущественно ногами. На дальней дистанции - уходы и уклонения с сохранением безопасной дистанции, позволяющей выполнять опережающие входы и контратаки. На средней дистанции - опережающие защитные реакции («живые» руки, ноги). Использование уходов в стороны от прямых атак и в стороны со сближением от круговых атак. На ближней дистанции (после разведки)—стремительные опережающие входы с жесткими блоками и массированной контратакой.
б) Тактика ведения боя с противником, работающим преимущественно руками на «переталкивание» в плотном ближнем бою. На ближней дистанции - «прилипание» с контратакой коленями и «разносом» опоры низкими ударами ногами по ногам, опережающие травмирующие блоки, удары по бицепсам и иные решительные способы огзетного уплотнения боя, характерные для тактики «скалы». Использование тактики «обтекающей воды» с контратакой при пропускании противника мимо.
На средней дистанции - «растягивание» противника на себя (с контролем его рук на грани безопасной дистанции) и почти одновременная контратака на нижнем и среднем уровнях. При успешных действиях сближение и работа руками и локтями.
На дальней дистанции - применение опережающих стопорящих прямых ударов ногами, короткие входы с любыми сильными одиночными ударами ногами. Готовность продолжить бой руками. Другая возможность - гибкое маневрирование на грани безопасной дистанции в сочетании с неожиданными резкими входами с короткими контратаками (тактика «огня»).
в) Тактика ведения боя с «комбинационным» бойцом предполагает разные варианты взаимодействия. Выбор тактики «скалы» требует решительной контратаки. Тактика «обтекающей воды» даёт возможность контратаковать из выгодной позиции. Тактика опережающего «вклинивания» позволяет «гасить» атаку через «прилипание», «вязку»рук и ног и сильно контратаковать.
г) Тактика ведения боя с «маневренным» бойцом предусматривает удержание позиции в обороне. Не надо преследовать движущегося противника, но необходимо быть готовым к перехвату инициативы с мощной «обвальной» контратакой.
д) Тактика ведения боя с «нокаутёром» предполагает выявление преобладающей манеры ведения боя и «коронного» приёма противника. Целесообразно оберегаться дистанцией, маневрировать и провоцировать противника на привычные действия. В удобный момент следует использовать жёсткую травмирующую защиту или неожиданный манёвр с решительной контратакой.
е) Тактика ведения боя с «грязным» бойцом, работающим на грани запрещённых действий, предъявляет повышенные требования к защите и удержанию безопасной дистанции. При перехвате инициативы можно воспользоваться как комбинированной контратакой, так и сильными одиночными ударами по открытым и уязвимым местам.
Тактическая подготовка в целом предполагает освоение различных возможностей ведения боя и умение быстро приспосабливаться к противнику, навязывая ему свою тактику, стиль и манеру ведения боя. При необходимости боец должен быть готов и способен менять и комбинировать тактические приемы.
Технико-тактическая подготовка в традиционной школе не ограничивается спортивными состязаниями. Она нацелена также на самозащиту и выживание в экстремальных условиях, базируясь на типологизации противников и ситуаций ведения реального боя. Здесь могут учитываться как профиль подготовки противника (борец, боксёр, многоборец), так и различные сопутствующие факторы (необученный, но сильный противник, коварный уличный «драчун», вооруженный противник, угроза нескольких противников и др.) Вместе с тем, фундаментальные тактические принципы в Будо-каратэ и Будо-спорте едины.
5. Основные пути перехода от условных кумитэ к свободному бою.
а) Поэтапное усложнение учебных заданий и снятие ограничений.
б) Комбинационное наращивание в атаке и, соответственно, в защите и контратаке.
в) Наращивание «цепи» в обусловленном взаимодействии партнёров. Поочерёдный перехват инициативы по принципу парных ката, где осуществляется обмен атаками-контратаками (от 2 до 5 непрерывно выполняемых «звеньев»).
г) Использование того же метода, но с обменом произвольными атаками - контратаками при проведении непрерывных, но коротких схваток (от 2 до 5 «звеньев»).
д) Наращивание темпа ведения свободных игровых спаррингов — от замедленного и полностью контролируемого «шахматно-игрового» взаимодействия с партнёром до скоростного спонтанного боя с очень лёгким контактом.
е) Наращивание степени контакта и силы во взаимодействии партнёров. Использование дополнительного защитного снаряжения при проведении свободных учебных боёв с полным контактом.
ж) «Репетиционные» бои с учётом временного регламента спортивных поединков с индивидуальными технико-тактическими заданиями и кондиционными условиями (в т.ч. с использованием ручных макивар или дополнительного защитного снаряжения).
з) Привлечение специальных методик и психотехник для развития повышенной чувствительности и расширения возможностей адаптации к противнику (например, использование методик обучения бою с закрытыми глазами).
и) Усложнение условий ведения боя и обучающее тестирование для приобретения дополнительного боевого опыта и соответствующего «запаса прочности» (например, учебные спарринги с 2-3 противниками на любые, но поэтапно усложняемые задания).
21.01.2005