История Тонфа-дзютсу
![](/str/partner/files/596a_t.jpg)
Невозможно точно определить, в какой именно момент у тонфы произошло это "изменение области применения". Многие народы использовали и используют тонфу по прямому сельскохозяйственному назначению. Но вот однажды какой-то мирный крестьянин, ведомый инстинктом самосохранения, хватается за рукоятку тонфы, извлекает её из жернова и бросается на солдата или бандита. Такое могло случиться в любое время и в любую эпоху. Что совершенно очевидно, так это то, что первые следы такого вот неординарного применения сельскохозяйственного инструмента теряются где-то на острове Окинава, где имело место систематическое применение мирного черенка в военных целях. Именно там и была создана методика боевого применения тонфы, исходя из приобретённого человеческого опыта, и родилась эта методика в сотнях маленьких деревень и посёлков, (к этому обязывала война). И пусть никого не удивляет различие в названии приёмов, они-то все одинаковы, а разница в названиях объясняется географической изолированностью деревень и маленьких островков архипелага Рю-Кю, центром которого была Окинава.
Тонфа состоит из продолговатого тела, снабжённого рукояткой, вделанной в первую треть тонфы. Основное строение тонфы остаётся неизменным вне зависимости от того, какие модели можно встретить в различных Доджо (круглого сечения, трапециевидного, квадратного, из различных пород дерева). Их объединяет одно: из какого бы дерева не была сделана тонфа, какого бы сечения она не была, в какой бы цвет не была окрашена, главное - это балансировка и плотность материала, из которого она сделана. Это определяет, сможет ли человек придать инструменту, который находится в его руках, скорость, необходимую для вращения, или нет. То есть, годится ли тонфа для практического применения или это просто предмет интерьера.
Так же как саи, тонфа используется в паре. Она крепко удерживается в положении вдоль предплечья. Практика применения требует хорошей концентрации, общего равновесия тела, силы и гибкости в запястьях.
Те советы, которые можно дать при использовании сай и нунчаку, применимы и в овладении тонфой: весь корпус принимает участие в том движении, которое описывает тонфа, её всегда нужно рассматривать как простое продолжение руки.
Информация сайта Национального центра развития Будо
17.11.2004 Волков Алексей